Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Контроль бывает разных видов, и может осуществляться с помощью разных методов, являясь важным структурным компонентом процесса обучения. В соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения, он осуществляется в течение всего учебного года. Этим обусловливается различные виды контроля.
Так, Н.В. Басова по цели различает следующие виды контроля:
диагноз (что может ученик),
констатация (что знает и умеет ученик),
прогноз (чего можно добиться).
По своему назначению все эти три вида контроля очень близки, однако каждый специфичен в зависимости от цели. Готовясь к проведению контроля, все учителя задумываются над тем, что и как контролировать. В педагогике вопрос, что контролировать, считается частным, так как он зависит от предмета или темы в самом предмете. Можно контролировать знания (усвоение материала, правила, закона и т. п.). В первом случае (три контроля усвоения знаний) контроль будет называться дифференцированным ( по аспектам), во втором – комплексным. Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Тогда задания в контрольных работах могут включать ключевые слова и фразы, как представлено Б.Блюмом.
Таблица 1. Таксономия целей обучения Б.Блюма
Уровень по «Таксономия» Блюма |
Ключевые слова и фразы |
Познание |
Соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите. |
Понимание |
Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно …; суммируйте; воспользуйтесь этим, чтобы решить …. |
Применение |
Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить …. |
Анализ |
Разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните, как и почему…. |
Синтез |
Разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдет, если…; придумайте другой вариант; есть ли другая причина. |
Оценка |
Установите нормы; отберите и выберите; взвести возможности; выскажите критические замечания; выберите то, что вам больше всего нравится; что вы думаете о …. |
Данная таксономия (от гр. taxis – «расположение в порядке» + nomos –«закон») целей обучения была разработана в США Б. Блюмом. По его мнению, эти уровни представляют собой зависимую иерархию. Первый уровень означает умение узнавать факты, структуры и т.п. на основе распознавания. Второй уровень, понимание, «позволяет осуществлять воспроизведение материала, не гарантируя применение его в решении других задач». Третий уровень уже связан с деятельностью, обеспечивающей решение определенного класса задач. Все остальные уровни предлагают усвоение деятельности, лежащей в основе решения продуктивных (творческих) задач.
Это интересно:
Диагностика результатов обучения по разделу
«культура поведения» в 6 кл. на уроках социально-бытовой ориентировки
Знания, умения, навыки по социально-бытовой подготовка вырабатываются с 5 по 9 классы. Для эффективного обучения по социально-бытовой подготовке материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизирован ...
Различные исторические подходы к изучению игровой деятельности ребенка
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном-«игра с огнем»-и чего-то необычного- «игра природы»-или случайного-«игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкального ...
Оптимизация заключительной части урока
Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии нервной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно погасить свое излишнее возбуждение и пер ...