Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Контроль бывает разных видов, и может осуществляться с помощью разных методов, являясь важным структурным компонентом процесса обучения. В соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения, он осуществляется в течение всего учебного года. Этим обусловливается различные виды контроля.
Так, Н.В. Басова по цели различает следующие виды контроля:
диагноз (что может ученик),
констатация (что знает и умеет ученик),
прогноз (чего можно добиться).
По своему назначению все эти три вида контроля очень близки, однако каждый специфичен в зависимости от цели. Готовясь к проведению контроля, все учителя задумываются над тем, что и как контролировать. В педагогике вопрос, что контролировать, считается частным, так как он зависит от предмета или темы в самом предмете. Можно контролировать знания (усвоение материала, правила, закона и т. п.). В первом случае (три контроля усвоения знаний) контроль будет называться дифференцированным ( по аспектам), во втором – комплексным. Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Тогда задания в контрольных работах могут включать ключевые слова и фразы, как представлено Б.Блюмом.
Таблица 1. Таксономия целей обучения Б.Блюма
|
Уровень по «Таксономия» Блюма |
Ключевые слова и фразы |
|
Познание |
Соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите. |
|
Понимание |
Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно …; суммируйте; воспользуйтесь этим, чтобы решить …. |
|
Применение |
Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить …. |
|
Анализ |
Разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните, как и почему…. |
|
Синтез |
Разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдет, если…; придумайте другой вариант; есть ли другая причина. |
|
Оценка |
Установите нормы; отберите и выберите; взвести возможности; выскажите критические замечания; выберите то, что вам больше всего нравится; что вы думаете о …. |
Данная таксономия (от гр. taxis – «расположение в порядке» + nomos –«закон») целей обучения была разработана в США Б. Блюмом. По его мнению, эти уровни представляют собой зависимую иерархию. Первый уровень означает умение узнавать факты, структуры и т.п. на основе распознавания. Второй уровень, понимание, «позволяет осуществлять воспроизведение материала, не гарантируя применение его в решении других задач». Третий уровень уже связан с деятельностью, обеспечивающей решение определенного класса задач. Все остальные уровни предлагают усвоение деятельности, лежащей в основе решения продуктивных (творческих) задач.
Это интересно:
Социально-психологическая служба МОУ СОШ № 100 г. Саратова
Социально-психологическая служба МОУ СОШ (муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа) № 100 с 2006 года работает по программе «Профилактика правонарушений несовершеннолетних», разработанной социальными педагогами школы. Цель деятельности социально-психологической ...
Особенности внеклассной работы по математике
Обучение математике с одной стороны традиционно изучено и проверено. Но существование методики развития интереса к математике встает перед любым учителем. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической ...
Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных
трудах ученых
Термин «компетентность» обычно употребляется применительно к лицам определенного соционально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Компетентность и компетенция являются взаимодоп ...