Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Умения и навыки – это способность учащихся выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний, иначе – это знания в действии.
Умения и навыки находятся в тесной взаимосвязи. Их классифицируют по следующим признакам:
интеллектуальные (познавательные) умения и навыки – умственные действия и операции;
практические (специальные, общеучебные) умения и навыки – связаны с внешними "материализованными" способами деятельности.
В основе навыков лежат элементарные действия. Наиболее успешно – быстро и безошибочно – учащиеся овладевают навыком на основе знания и применения алгоритма или алгоритмического предписания. Действие на стадии навыка ускоряется и становится более точным. Далее перестраивается структура действия: происходит объединение более мелких, законченных элементов деятельности в более крупные. Действие освобождается от лишних, побочных, вспомогательных элементов, становится более экономным, отдельные компоненты действия автоматизируются, начинают осуществляться без прямого контроля или при слабом контроле сознания. Освобождаясь от контроля за процессом, сознание сосредоточивается на более сложной и творческой работе.
Умение включает в себя:
знание основ действия (понятий, законов, теорий);
способов выполнения действий, их содержания и последовательности (правил, приемов);
назначения необходимого оборудования (аппаратуры, приборов, инструментов);
навыки обращения с ним; практический опыт выполнения аналогичных действий;
элементы творческого подхода (решение проблем, нахождение оригинальных способов выполнения действий и тому подобное).
смешанные модули (направленные на формирование знаний, умений и навыков).
Система модулей составляют программу учебной дисциплины. Число модулей определяется целями обучения и объемом учебного материала.
По рекомендациям исследователей, в области модульного обучения учебную дисциплину можно разделять на 10-12 модулей.
По И.Б. Сенновскому, П.И. Третьякову, каждый модуль характеризуется определенной структурой (таблица 1):
Таблица 1 – Структура модуля
Номер учебного элемента (УЭ) |
Название учебного элемента |
Управление обучением (содержание, формы, методы) |
1.К.О |
Цели и задачи модуля |
Необходимые знания и умения |
1.К.1 |
Учебные элементы |
Пояснения к учебному материалу |
. |
Обобщение (резюме) |
Источники информации, алгоритмы решения задач |
1.K.N |
Контроль (самоконтроль и выходной контроль) |
Ответы, методы и формируемая область понимания предмета, внутрипредметные связи |
Для данной структуры любого модуля отбираются учебные элементы, которые во взаимосвязи и в целом образуют логическую структуру, где исходный учебный элемент дифференцируется в последующих производных элементах. Поэтому логическая структура содержания предмета будет ограничена по числу градаций и производных учебных элементов, зависящих от целей и задач подготовки учащихся и анализа их будущей деятельности.
Таблица 2 – Строение модуля
Порядковый номер в учебном элементе |
Учебный материал |
Управление обучением (содержание, формы, методы) |
0 |
Цели и задачи |
Необходимые знания и умения |
1 |
Содержание учебного материала |
Пояснения к учебному материалу, источники информации |
. |
Обобщение (резюме) |
Алгоритмы решения задач, ответы |
N |
Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням, выходной контроль по трем уровням |
Методы и формируемая область понимания предмета, внутрипредметные связи |
Это интересно:
Комплекс занятий по развитию грамматического строя речи детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
После проведенного нами диагностического исследования в экспериментальной группе, были намечены основные цели коррекционно-педагогической работы по развитию грамматического строя речи. Целями являлись: 1) научить образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные 2) научить образовывать ...
Психологические особенности формирования связной речи у детей дошкольного
возраста
Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, и др.). Под связной ...
Особенности развития координации движений у детей 6-7 лет
Как мы уже выяснили, координация движений – это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам извес ...