Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Ход игры. Игра в "Магазин" начинается с его устройства.
В магазине оборудуется торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Каждый продавец красиво раскладывает товар на полках и в витрине, устанавливает ценники. Кассиры также готовят свое рабочее место (кассу, чеки). Заведующий магазином объявляет об открытии нового большого магазина и вместе с его работниками встречает первых покупателей. Дети с интересом рассматривают витрины, товар, оживленно разговаривают между собой. Для того чтобы все дети были заняты игрой и каждый мог с интересом разыграть свою роль, целесообразно объединить новую игру с играми, в которые дети уже играют, например с такими, как "Детский сад", "Семья", "Теплоход" и др.
Заведующий магазином (воспитатель). Правильно говорит продавец. Чтобы не ошибиться и купить нужное количество предметов, надо их пересчитать и сказать, сколько всего вы купили. Посмотрите, как покупают продукты другие покупатели.
В это время к прилавку подходит Оля.
О л я.-Мне нужно 8 пирожных. У моей дочки день рождения. Мы ждем гостей.
Игорь. Немножко придется подождать. Пирожные еще не привезли. -
Оля (нетерпеливо). Я очень спешу. Дел много. (Рассматривает на полках кондитерские изделия.) А это что на полках? Шоколад? Может, мне лучше шоколад взять к чаю, а не пирожные?
Игорь. Сейчас принесу пирожные, потерпите. (Уходит и через некоторое время возвращается с коробкой шишек — это пирожные. Продавец берет у покупательницы чек и, пересчитав количество нарисованных на нем палочек, отсчитывает 8 пирожных.) Вот, получите 8 пирожных, можете проверить.
Оля (указывая на каждое пирожное, громко произносит наименование числительных.) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — всего 8 пирожных. (Затем берет корзинку, благодарит и уходит.)
Ошибки, допускаемые детьми. В процессе игры легко обнаруживаются различия в счетных умениях и навыках детей. Одни участники уверенно пересчитывают как реальные предметы, так- и их изображения (палочки, кружки), правильно отвечают на вопрос "сколько?". Другие пропускают числительные, не называют итог нить, что они делают. Нередко приходится наблюдать, что дети легко запоминают названия всех числительных, однако значения отдельных числительных не понимают и, как правило, не могут ответить на вопрос "сколько?". На этих ребят надо обратить особое внимание. Помощь им оказывают как воспитатель, так и дети, хорошо владеющие счетом.
Дети, правильно производя счет отдельных совокупностей, не всегда осознают взаимообусловленность и последовательность операций счета.
Примерное усложнение заданий. В ходе игры задания следует обновлять и усложнять. Так, в игре "Магазин" дети могут упражняться в счете предметов в разном направлении: слева направо или справа налево, по кругу, по вертикали и т. д.
Поскольку в магазине было открыто несколько отделов (хлебобулочный, овощной, кондитерский), то покупатели смогли одновременно выбивать по нескольку чеков.Так, покупательница Таня платит кассиру за 8 помидоров, 6 огурцов и 4 шоколадки (в данном случае она запоминает, сколько и каких предметов она должна купить в каждом отделе).Постепенно, по мере выполнения подобных заданий, играющим становятся привычными некоторые связи числа с предметом (его цветом, размером и пространственным расположением), у них развивается память на числа, ошибки в счете практически исчезают.
Открывается новый магазин "Сказка". "Завоз" большого количества игрушек становится настоящим событием для детей. Возникает проблема, что со всеми этими игрушками делать и как их разложить: Дети сталкиваются с необходимостью классифицировать игрушки по их качеству или по признаку, имеющему более общее значение (машины, животные, куклы), и т. д. И каждый раз в зависимости от того, на каком основании проводится классификация, меняется количество игрушек.
Дальнейшее развитие сюжета и содержания игры. Если игра детям нравится, вызывает радостные эмоции, то они продолжают ее самостоятельно, по своему желанию. В магазине то открываются новые отделы (например, молочный, соки — воды), то магазин закрывается "на учет", и тогда обновляется ассортимент товаров, вновь пересчитываются все предметы. Организуется "база", где находятся самые разнообразные товары, и выделяются рабочие для перевозки продуктов с базы.
Результативность игры. Игра "Магазин" показывает, что ребенок обращается к счету тогда, когда в этом появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, в назывании конечного результата ("Сколько купил конфет (печенья, яблок и т. д.) ?" — заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета; покупатель, допустив ошибку в пересчете предметов, вынужден заново начинать счет — иначе продавец не отпустит нужный товар или не хватит купленных продуктов для гостей, пришедших на день рождения, для всех членов команды и т. п.).
Это интересно:
Модификация теста Климова
для специалистов спортивно-педагогического профиля
Особенностями деятельности специалистов спортивно-педагогического профиля (например, тренера-преподавателя), являются высокий уровень нормативности, социальной ответственности, морального долга, ярко выраженный творческий характер труда. На разных этапах спортивной подготовки спортсменов необходимо ...
Характеристика и основные критерии межнациональных отношений
Анализ мирового опыта межкультурного образования позволяет выделить специфическую ценность его реализации именно в детском возрасте, обусловленную высокой сензитивностью детства к формированию позитивных установок в межкультурном общении и развитию межкультурной компетентности. Дети повсюду «наталк ...
Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития
мыслительных операций у дошкольников
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современ ...