Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В рамках социально-психологического подхода акцент делается на социализации – как внешнем воздействии на индивида и индивидуализации – как собственной внутренней активности человека по построению своей личности.
Другой аспект социальной обсусловленности личностного развития состоит в том, что сами эти внешние социальные воздействия могут иметь естественный (неуправляемый) характер и искусственное (управляемое), специальным образом выстроенное воздействия для достижения определенных эффектов в развитии личности. В.В. Давыдов отмечал, что «физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации – усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта…
Процесс социализации, включающий в себя естественные «средовые» факторы и искусственные «деятельностные», рассматриваемые как воспитание, факторы в виде государственной / национальной идеологии и специально созданных социальных институтов, как механизм общественного воспроизводства соответствующих культурных ценностей, моральных норм, правил позитивного социального поведения».
В дипломной работе социализация рассматривается как естественный процесс (неуправляемое воздействие внешних социальных факторов), обеспечивающее включение человека в систему социальной жизни через усвоение им существующих ценностей и норм социального поведения. Воспитание рассматривается как искусственная (управляемая), особым образом выстроенная деятельность, направленная на обеспечение воспроизводства соответствующих (перспективных) культурных ценностей, моральных норм, правил позитивного социального поведения.
При этом обучение также рассматривается в рамках деятельностного, «проектного» отношения к человеку, т.е. является специально организованной деятельностью по интеллектуальному развитию человека, обеспечивающее базу для получения профессии и его включения с социальные системы распределения труда.
Основным отличием воспитания от обучения является его экзистенциальная, смысложизненная направленность, позволяющая человеку выработать собственные жизненные ориентиры, сформировать свой жизненный стиль. Обучения ориентированного в основном на интеллектуальное развитие человека.
Педагогика и воспитание: историко-культурный анализ
Для анализа содержания воспитательной практики как одной из составляющих педагогической деятельности в историко-культурной перспективе, мы будем использовать, в редуцированном виде, матрицу типов педагогических деятельностей В. Мацкевича.
Таблица 1.
Культурно-историческая ситуация 1 |
Естественная педагогика | ||
Культурно-историческая ситуация 2 |
Педагогика культуры | ||
Культурно-историческая ситуация 3 |
Эгалитарная педагогика | ||
Приводимые здесь реконструкции необходимо рассматривать в тех исторических ситуациях, в которых эти типы педагогических деятельностей впервые появились. В этом смысле Естественная педагогика, как задающая всеобщность воспитания, образования и подготовки, возможна только при изолированном существовании, которое характерно для тех типов общества и культуры, которые можно обозначить как первобытные. Для этой культурно-исторической ситуации целостность и полнота образовательной сферы культуры обеспечивается Естественной педагогикой. Для всех других ситуаций, исторической перспективе следующих за первобытным состоянием культуры, Естественная педагогика выступает как один из типов организации образовательной сферы и комлексируется с другими типами по принципу настройки и конкретизации. Она сохраняется как локальная и частичная и сосуществует в комплексной целостности с другими типами.
Это интересно:
Развитие творческих способностей на уроках
информатики
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают " .комплексные возможности ученика в соверш ...
Изучение эмпирических закономерностей
Начинать изучение законов педагогической антропологии приходится с установления фактов. Научный факт серьезно отличается от житейского, бытового, который представляет собой простую фиксацию явления или события. Научный факт является обобщением, поскольку единичное событие не может служить основание ...
Анализ деятельности педагогов Дворца творчества детей и молодежи, как
условия реализации лидерских качеств
Педагоги Дворца творчества детей и молодежи (ДТДиМ) – это единомышленники, люди активные и творческие, каждый из них вносит в общее дело что-то новое, интересное. Созданные педагогами Дворца творчества условия помогают каждому ребенку от 3 до 18 лет реализовать себя в творческой деятельности с опор ...