Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
2. Основные методы педагогического воздействия
1.Единство педагогических требований.
Единые требования к учащимся должны быть тщательно продуманы, детализированы, должны охватывать все стороны жизни и деятельности учащихся в гимназии. Для учащихся эти требования сформулированы в «Правилах для учащихся».
2. Мотивация учащихся на самовоспитание.
Самоутверждение для человека составляет одну из жизненно важных необходимых потребностей. Поэтому организация воспитательной работы должна быть нацелена на то, чтобы пробудить и вызвать потребность у учащегося изменить себя.
Это достигается:
Через помощь ребенку в рациональном и эмоциональном самоосознании;
Через пробуждение у ребенка неудовлетворенности собой, но без утраты уверенности в себе (с помощью педагогических требований, требований гимназической среды, организацию духа состязательности, соревновательности);
Через образцы самовоспитания, саморазвития;
Через освоение ребенком методов самовоспитания (в т.ч. с помощью специальной литературы).
3. Педагогическая индивидуальная поддержка.
Педагогическая поддержка – это деятельность педагога по оказанию плановой и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самопределением.
Педагогическая поддержка = проблема + защита + самостоятельность.
Педагогическая поддержка включает:
помощь учащимся в обретении уверенности в собственных силах;
подкрепление положительных качеств ребенка;
удержание от того, что мешает развитию ребенка;
поддержка стремления к самостоятельности, к самодвижению;
помощь учащимся в преодолении препятствий, трудностей.
Успешность педагогической поддержки возможна:
- при согласии ребенка на помощь и поддержку;
если приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку;
при сотрудничестве, взаимодействии;
при соблюдении принципа конфиденциальности;
при доброжелательности и отсутствии назидательности;
при защите прав и интересов ребенка.
3. Гимназическая социально-формирующая воспитывающая среда
Ядром гимназической воспитательной системы и главным ее субъектом является разновозрастный общегимназический коллектив, где первостепенное значение уделяется созданию гимназической общности, т.к. самыми естественными и действенными механизмами воспитания являются эффект заражения и эффект подражания.
Гимназическая социально-формирующая воспитывающая среда – это совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются всеми учащимися, такая среда воспитывает значительно эффективнее и результативнее, чем любые другие методы.
Характеристика гимназической среды (идеальный вариант)
Культурное пространство:
гимназия – храм знаний в сознании детей;
в гимназии царит культ книги;
ее отличает многообразие культурной жизни;
здоровье и спорт рассматриваются как важнейшие ценности;
общение отличает культура взаимоотношений;
царит интеллектуальный дух, интерес к высокой культуре;
сформированы традиции и ритуалы гимназии.
Материально-эстетическая среда:
эстетичность, современность;
уют, удобство, комфортабельность;
условия жизни соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности жизнедеятельности.
Социально-психологические отношения:
семейственность, простота отношений, искренность, доверительность, психологическая комфортность;
гуманность, уважение прав и достоинства всех членов гимназического коллектива;
защищенность;
мироощущение оптимизма, жизнерадостности, здоровой состязательности и конкурентности.
Гимназия как единый коллектив:
хорошо организованный, самоуправляющийся через деятельность демократичных органов самоуправления;
каждый учащийся живет интересами гимназии, болеет и переживает за ее дела, успехи и неудачи;
все имеют возможность участвовать в управлении гимназией и защищать ее честь;
обязательность общегимназических мероприятий для всех учащихся и всего трудового коллектива.
Взаимоотношения гимназического и классного коллективов
Наличие в гимназии воспитательной системы создает особую ситуацию развития каждого класса. Класс является компонентом воспитательной системы гимназии. Это значит, что цели, задачи, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде должны гармонично сочетаться с педагогическими характеристиками всей гимназической системы. Общие цели гимназии конкретизируются в целях класса. Система выстраивается таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общегимназического коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, содержание и формы которых выбираются классным коллективом.
Это интересно:
Использование АСТ-тестирования в качестве контроля сформированности
грамматических навыков студентов 2 курса колледжа
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка в педагогическом колледже. Целью опытного обучения являлась апробация разработанного теста на основе программы АСТ-тест в процессе контроля сформированности грамматических н ...
Технология управления инновационным процессом
Технология управления инновационным процессом – это система целенаправленных последовательных операций и комплексной деятельности по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс можно организовать в несколько этапов. На первом из них формулируются ...
Воспитание в обеспеченных семьях
Говорить о специфике воспитания в обеспеченных семьях довольно сложно, так как эта тема практически не освещена в литературе, к тому же доля таких семей в современной России очень не значительна. В такой семье имеются средства для организации эффективного воспитания: комфортная среда для ребенка, в ...