Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Проблема формирования поистине крепкого коллектива, не нова. Необходимость формирования коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко исследовали А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Коллективом, по мнению А.С.Макаренко, называется группа детей, имеющая единые общественно ценные цели, для достижения которых свои органы и организованный, воспитательный коллектив.
С точки зрения А.В. Петровского, коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
В. Лебедев дает современное понимание коллектива, как относительно автономной системы, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления скоординированное единство двух структур:
официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность,
неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения.
Коллектив, по его мнению, это субъект деятельности по реализации единых общественно - значимых целей, это целостное образование с общественном мнением, эмоциональными реакциями и ценностными ориентациями, с традициями, определяющими поведение его членов.
Наиболее ярким последователем трудов педагогов, является Ш.А Амонашвили. Его подходы к процессу образования и воспитания, без принуждения, стали основными в его труде. Основой и целью воспитания он считал творение счастья каждого из воспитанников: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье».
В исследованиях Сластенина.В, Исаева.И определяются следующие функции коллектива:
организационную – он становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
воспитательную – становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
функцию стимулирования – способствует формированию нравственно ценных стимулов общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Коллектив как социальная группа обладает рядом признаков.
А.С. Макаренко выделял следующие признаки коллектива:
1. Общая социально-значимая цель (цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством).
2. Общая совместная деятельность и ее организация для достижения поставленной цели (совместными усилиями быстрее достичь определенной цели, каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, необходима высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности).
3. Отношения ответственной зависимости (между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений).
4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива. Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации. Соглашаясь с признаками коллектива Макаренко, А.В. Петровского выделяет, ещё один признак, - это психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею. В основе группы лежит совместный интерес, принципы, сходство.
Это интересно:
Особенности представлений детей 6-7 лет о нравственно-экономических нормах
Изучение представлений детей о нравственно-экономических нормах представлено следующими результатами. 40% детей имеют ясные, четкие представления о необходимости ремонта испорченных вещей. Они дали полные ответы, при этом пояснив возможные последствия этого поведения. Например: "Хорошо. Если н ...
Разработка урока английского языка с применением информационно-коммуникационных
технологий во 2-ом классе
Тема: Давайте познакомимся! Цели урока: 1.Познакомить детей с новым учебным предметом "Английский язык". 2.Познакомить со странами изучаемого языка. 3.Воспитывать уважение к языку, культуре, традициям, обычаям стран изучаемого языка. 4.Научить приветствовать друг друга и прощаться. 5.Науч ...
Методика формирования информационной компетенции учащихся 9-го класса на
уроках биологии и ее эффективность
Экспериментальная подготовка старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию» осуществлялась на основе разработанного нами механизма формирования информационной компетенции. Этот механизм предполагает усвоение учащимися знаний об основных объекта ...