Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Кроме выше названных основных признаков коллектива А.С. Макаренко называет и другие очень важные особенности:
сплоченность, взаимопонимание, защищенность,
«чувство локтя», причастность к коллективу,
взаимопомощь и взаимоответственность,
доброжелательность и бескорыстие,
здоровая критика и самокритика,
соревнование.
Помимо признаков, А.С Макаренко выделяет принципы формирования коллектива.
Принципы:
гласности (открытости),
ответственной зависимости (возникает в ходе какой-либо деятельности требует, чтобы был назначен персонально ответственный человек),
перспективных линий (близкая, средняя, далёкая),
параллельного действия (в его основе лежит требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив).
В.А. Сухомлинский сформулировал совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования коллектива:
руководящая роль педагога;
богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами;
ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей;
самодеятельность, творчество, инициатива;
гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний;
создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния;
эмоциональное богатство коллективной жизни;
дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2010) предъявляет современные требования к личности младшего школьника, которые являются критериями развитости коммуникативных способностей младших школьников. К личным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения избегать конфликтов.
Таким образом, можем сделать вывод, что коллективом можно называть группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм – в группу-коллектив.
В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.
Это интересно:
Взаимодействие школьников с окружающей средой: субъект-объектный
воспитательный анализ
На формирование личности влияют социальные, экономические, культурно-исторические, политические и прочие обстоятельства, т.е. среда в широком смысле этого слова. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. В Толковом словаре русского языка даютс ...
Системный, комплексный, целостный подход к исследованию темы
Система организации работы над диссертацией должна обеспечить системный, комплексный, целостный подход к исследованию темы диссертации. Системный подход ориентирует диссертанта на раскрытие целостности объекта исследования, не вырывая его из контекста самого научного явления. Комплексный подход пре ...
Формы интеграции знаний о религии в светской школе
В течении последнего десятилетия в российской общеобразовательной школе сложились многообразные формы изучения религии и религиозной культуры: в составе обязательного (инвариативного) федерального компонента в начальной, основной и полной средней школы; преподавание религиоведческих, религиозно-поз ...