Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Работники Дома культуры п.Ясногорский стараются организовать занятия с детьми так, чтобы последним было наиболее интересно. В этой связи педагоги проводят викторины, разработанные по определенным тематикам. Например,
1. «О природе».
2. «О технике».
3. «О спорте».
4. «О знаменитых путешественниках».
Темой иногда выступает отдельный фильм или произведение литературы. Пример тематических вопросов к одной из викторин, проводимых в Доме культуры п.Ясногорский, представлен в Приложении 2.
Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов педагоги не забывают и о других условиях успеха. Эти условия ничем не отличаются от тех, что должны быть соблюдены при организации спортивной эстафеты или творческого конкурса, т.е. такого дела, в котором главное - соревновательность.
А это значит, что при проведении познавательных викторин назначаются компетентные судьи, присутствуют красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды.
Одним из главных «атрибутов» проведения викторин является быстро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Обычно это бывает кто-то из постоянных работников Дома культуры. Но может быть и кто-нибудь из эрудированных старшеклассников.
В Доме культуры п.Ясногорский учитывается и временной фактор. Познавательная игра не должна длиться более часа. Уж лучше проводить каждый день по игре, чем утомить всех одним многочасовым интеллектуальным марафоном.
2. Театрализованные игры.
Содержание театрализованных занятий в Доме культуры п.Ясногорский включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок:
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет педагог. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-змоциональному развитию детей.
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.
Театральные занятия в Доме культуры п.Ясногорский проводятся с детьми младшего школьного возраста без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 12-16 человек. Если в группах их больше, то педагоги делят каждую возрастную группу на две подгруппы, но не менее 10 человек в каждой.
Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий педагоги пользуются мягкими объемными модулями различной конфигурации. Также обязательно наличие музыкального инструмента (фортепиано) и аудиотехники.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время (в зависимости от смены, в которую учатся ребята) продолжительностью от 30 до 40 мин. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 мин. Программа занятий представлена в табл. 1.
Процесс театральных занятий в Доме культуры п.Ясногорский строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Сценарии некоторых из них представлены в Приложениях 3-5.
Таблица 1 Программа работы Дома культуры п.Ясногорский по проведению театрализованных занятий с детьми младшего школьного возраста
Виды деятельности |
Педагогические цели, задачи |
Содержание занятия |
Репертуар |
1 |
2 |
3 |
4 |
I квартал | |||
1. Театральная игра |
Воспитывать готовность к творчеству Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность Уметь согласовывать свои действия с партнером, менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами Развивать умение оправдывать свои действия и свое мнение нафантазированными причинами |
Игры: Снежный ком Радиограмма Запомни фотографию Летает – не летает Тень Внимательные звери Угадай, что я делаю День рождения Превращение предмета | |
2. Ритмо-пластика |
Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц Развивает умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах |
Игры: Муравьи Буратино и Пьеро Баба-Яга Насос и кукла Снеговик Снежная королева Гипнотизер Марионетки | |
3. Культура и техника речи |
Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида выдыхания Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию Расширять диапозон и силу звучания голоса Тренировать свободу звучания с мягкой атакой Расширять образный строй речи Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах |
Игры: Игра со свечей Испорченный телефон Снежный ком Ручной мяч Придумай диалог Упражнения: Больной зуб Капризуля Колокольчики Колыбельная |
«Как Кирилл заговорил». Л.Каминский; «Бльдог и таксик». Д.Хармс; «Разговор с котом». ВЛеваноский Считалочка: «У медведя на макушке». Н.Пикулева Скороговорки: Сыворотка из-под простокваши…Оса уселась на носу…Жужжит над жимолостью жук…Перепел перепелку… |
4. Основы театральной культуры |
Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества |
Беседа-диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля |
Театральный словарь: драматург, пьеса, режиссер, художник, композитор, актер, сценическое действие, жест, мимика, пантомима |
II квартал | |||
1. Теат-ральная игра |
Воспитывать инициативность и выдержку Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях Развивать воображение и веру в сценический вымысел Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение Импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу Учить действовать на сценической площадке естественно |
Игры: Телепаты След в след Японская машинка Кругосветное путешествие Сочинение этюдов: Знакомство Просьба Благодарность Угощение Поздравление и пожелание Покупка театрального билета Этюды на эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх | |
2. Ритмо-пластика |
Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела Развивать умене создавать образы с помощью жеста и мимики |
Игры: Не ошибись Поймай хлопок Ритмический этюд Голова или хвост Осьминог Пантеры Зернышко Заводная кукла Тюльпан Жесты: Приглашающий (прошу) Вопрошающий (что это?) Негодующий (да что же это!) |
«Из распахну-тых ворот». Д.Хармс Электронная музыка для релаксации и медитации «Полька». А.Жилинский |
3. Культура и техника речи |
Развивать опору звучания на мягкой атаке Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом Подбирать рифмы к заданным словам Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков Сочинять коллективную сказку, по очереди добавляя свое предложение Учить самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастику |
Игры: Дрессированные собачки Птичий двор Эхо Чудо-лесенка Самолет Похожий хвостик Сочини сказку Змейка с воротцами Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти |
Стихи: «Дракон». В.Берестов; «Жадина». С.Маршак; «Полдня рисовал я красавца коня». Е.Серва; «В трамвае». А.Шлыгин; «Считалочка». Б.Заходер. Считалки: «Завтра с неба прилетит». Н.Пикулева Щетинка – у чушки… Ткет ткач. Гравер Гаврила. Шли сорок мышей. |
4. Основы театральной культуры |
Активизировать познавательный интерес Выяснить, кто и как создает спектакль, различия между понятиями «артист» и «актер» |
Беседы о театральных профессиях |
Театральный словарь: осветитель, звукорежиссер, гример, костюмер. |
III квартал | |||
1. Теат-ральная игра |
Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по-разному Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками Оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными Учить адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами |
Игры: Воробьи, вороны Печатная машинка Одно и то же по-разному Этюды: На пять органов чувств По сказкам «Дюймовочка», «Золушка», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и др. | |
2. Ритмо-пластика |
Развивать воображение и способность к пластической импровизации Совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимики |
Осенние листья Снежинки В замке Спящей красавицы Факир и змеи Умирающий лебедь Жесты: Агрессивный (вот я тебе!) Повелевающий (именно так!) Благодарный |
А.Джойс. «Осенний вальс». П Чайсковский. Вальч снежных хлор\пьев из балета «Щелкунчик», Д.Шостакович. «Романс» П.Чайковский. Арабский танец из балета «Щелкунчик» К.Сен-Санс. «Умирающий лебедь» |
3. Культура и техника речи |
Формировать четкую, грамотную речь Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени |
Фантазии и… Моя сказка Работа со скороговорками и стихами |
Стихи: «Колдунье не колдуется». М.Бородицкая; «Веселый старичок». Д.Хармс; «Мульмуля». С.Миллиган; «Забаные стихи без конца». Скороговорки: Бык тупогуб… Сшит колпак… Полпогреба репы… Повар Павел… У четырех черепашек… |
4. Основы театральной культуры |
Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад Познакомить детей с атрибутами театрального представления |
Рассматривание фотографий с изображениями различных московских театров Игры-занятия: Путешествие с театральным билетом О чем рассказала театральная программка |
Театральный словарь: театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа |
Это интересно:
Обновления деятельности методической службы учреждения дополнительного
образования детей
Учреждение дополнительного образования детей противоречиво, но последовательно идет по пути развития и обновления. Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования в соответствии с законом «Об образовании» (1992 г.) требует сегодня от учреждений переосмысления св ...
Анализ коррекционной работы по преодолению свистящего сигматизма у
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
В ходе первичного обследования у детей экспериментальной группы были выявлены нарушение свистящих звуков на уровне звука, слога, слова. Исходя их этого, дети были поделены на четыре подгруппы. И в зависимости от нарушения с каждой подгруппой начиналась работа с определенного этапа. Рис. 2.3.1 - Кол ...
Компьютер : за и против
Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности. При работе на компьютере организм человека ис ...