Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике

Педагогика и воспитание » Педагогические условия и особенности театрализованных игр » Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике

Страница 1

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги.

В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н.К.Крупская, Макаренко, Станиславский. Определение «игра» давали многие ученые. По мнению М.Г.Ярошевского, К.С.Станиславского, А.В.Петровского, игра - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». В дошкольный период она является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.). Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром.

С позиции культурологии игра рассматривается как деятельность, которая «осознается как (ненастоящая)», не связанная с обыденной деятельностью . могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами, необычность ее подчеркивается своеобразной одеждой и обликом».

Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, где игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «артистическая стилизация», «искусство ребенка», «генетическая основа механизма актерского творчества», «форма примитивного драматического искусства» (Л.П.Бочкарева, В.Н.Всеволодский-Гернгросс, Л.С.Выготский).

Театр всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство (Е.В.Семенов, К.С.Станиславский).

Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключаются в одномоментности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность (В.К.Вилканас, Л.Я.Дорфман, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Я.З.Неверович, С.Х.Раппопорт, А.Солиев). Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольника является неоценимой, что доказано в исследованиях А.М.Виноградовой, С.И.Мерзляковой, Е.Л.Трусовой. В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И.Борисович, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя, экстерацептивная, картина окружающего мира, с другой стороны, интерацептивный компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер, отражения окружающей действительности.

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Славина, Л.Г.Стремкова и др.).

Младшие дошкольники также обладают способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева, А.И.Берлычева, Л.Г.Стрелкова). Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительными персонажами, но и с отрицательными, непривлекательными (С.Н. Карпова, Л.Г. Лыскж, С.Г. Якобсон). Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (А.А.Бодалев, Я.З.Неверович), что квалифицируется как эмпатия, или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л.И.Божович, Т.Рибо, Л.Г.Стрелкова).

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Рабочая программа по географии для школы VIII вида
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. География - в курсе физической географии школьники учатся ориентироваться на местности, они знакомятся с планом, масштабом, глоб ...

Коррекционные занятия на развития креативности у детей с СДВГ
Наше время — это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает ...

Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова
Проблема соотношения обучения и развития психики ребенка была в центре внимания Леонида Владимировича Занкова на протяжении всех этапов его научно-исследовательской деятельности. Еще в 20–40-е годы ХХ в., занимаясь изучением психики аномального ребенка, он одновременно исследовал и педагогические у ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru