Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека — еще и вид деятельности. Игровой образ, по мнению Л.П.Бочкаревой, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. При этом на формирование умения перевоплощаться, создавать игровой образ, прежде всего, влияют игры-драматизации.
Реализация в игре-драматизации роли, привлекательной для ребенка, требует более строгого подчинения сюжету (почти правилу), отражающему установленную автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающей действительности, чем в сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем, выполнение роли не исключает творчество. Роль отражает не только социальную, но и личную позицию персонажа.
Некоторые исследователи (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.) выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов — замещения — является важнейшей характеристикой сюжетно-ролевой, а, следовательно, и театрализованной игры. Основу игры, по словам Л.С.Выготского, составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля. Ключевая функция воображения заключается в способности мыслить образами и структурировать образ мира (Л.С.Выготский, М.П.Короленко, А.Р.Лурия, М.М.Нудельман, Г.В.Фролова, Ф.Я.Юдович).
Примитивные формы схематического рисунка генетически связаны с мимической выразительностью, пантомимикой, жестом, что важно для формирования театрализованной игры, подтверждения ее синтетичности и соответствия синкретическом развитию детей (А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, Ф.Я.Юдович).
Перевоплощение в театрализованных играх всегда иллюстрируется материально - переодеванием или использованием куклы. Это способствует постепенному развитию у детей функции замещения.
Другая линия влияния театрализованной игры на психическое развитие ребенка определяется возможностью преодоления познавательного «эгоцентризма» (Ж.Пиаже). Преодоление неумения соотносить собственную познавательную позицию с другими возможными позициями обеспечивается координацией в игре различных позиций и точек зрения: ролевых отклонений в режиссерской игре, собственной роли и роли партнера в игре-драматизации, действий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и реальными значениями и, наконец, своей позиции с позицией партнера по игре. В сюжетно-ролевой игре, в играх-драматизациях, в играх с правилами создаются благоприятные условия для рассмотрения окружающего мира с разных точек зрения: принимая игровой образ, ребенок «упражняется» в умении видеть действительность другими глазами, хотя больше всего он сосредоточен на своей роли, т.е. на собственном понимании.
Четкая структура художественного произведения позволяет педагогу не только определить место, в котором ребенок испытывает трудности, но и задать общий ориентир для продолжения игры, сохраняя ее спонтанность и творчество (А.А.Венгер, О.М.Дьяченко). Таким образом, режиссерские игры по заранее определенным сюжетам подготавливают ребенка к играм-драматизациям и помогают ему позднее осмысленно участвовать в детских театральных спектаклях.
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблембной ситуации в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть и проанализировать, продраматизировать ситуацию, сценарий с точек зрения разных персонажей, выделить новые свойства и условия разрешения проблемной ситуации повышает степень его социальной и когнитивной компетентности (О.А.Карабанова).
Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей (Е.Л.Трусова, С.И.Мерзлякова).
Взаимосвязь этих двух видов художественно-эстетической деятельности в педагогическом процессе обеспечивает:
Это интересно:
Организация работы по апробированию отобранных форм и методов для
формирования коллектива младших школьников
Цель: продолжить работу учителя по формированию коллектива. Задачи: 1) уточнить и расширить представление детей о коллективе: 2) формировать у детей навыки доброжелательного и заботливого отношение друг к другу; 3) апробировать отобранные методы по формированию коллектива. В процессе реализации цел ...
Школьный музей
Музей в школе является одним из видов творческой лаборатории в школе. Школьный музей содействует приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей, творческог ...
Из истории обучения глухих детей языку
Решающее значение для понимания сущности и специфики современной системы обучения глухих детей языку имеет анализ исторических путей ее развития и мировоззренческих аспектов сурдопедагогики на наиболее значимых ступенях эволюции культуры. На развитие сурдопедагогической мысли в каждый исторический ...