Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Как известно, многим детям и подросткам свойственны какие-то временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, сопряженная с затруднениями не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории подростков с осложненным поведением, говоря также о кризисе подросткового возраста, который характеризуется повышенной "трудновоспитуемостью". Заметим, что эпизодические отклонения от норм могут быть свойственны и вполне порядочному взрослому человеку, оказавшемуся не способным разрешить определенную жизненную проблему. Ребенок же, не имея сил справиться с повторяющимися трудными ситуациями, обретает привычную форму асоциального поведения как единственно возможного для себя. Вот тогда можно говорить об осложненном поведении как социально-педагогическом явлении.
Прежде всего, необходимо определить понятие "осложненное поведение". Сегодня в психолого-педагогической литературе широко используется такое понятие как "отклоняющееся поведение". Но эти два термина не тождественны друг другу. Отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Понятие "осложненное поведение" в психолого-педагогической литературе еще не имеет четкого терминологического смысла. Известный российский педагог, доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова так характеризует это понятие: "Осложненное поведение – это устойчивые нарушения социальных норм жизни - гигиенических, эстетических, речевых, и, главное, этических, связанных с отношением к человеку, людям, обществу, труду и к самому себе". Условно осложненным поведением она считает "устойчивые отклонения от социальных и культурных норм жизни, свойственные воспитаннику".
Сопоставив эти термины, мы пришли к выводу, что под осложненным поведением следует понимать такое поведение, которое в случае его позднего выявления и отсутствия коррекционной работы закрепляется и ведет к отклоняющемуся поведению.
Неблагоприятная семейная атмосфера, жизненные условия, а также ошибки в семейном воспитании формируют противоречивое отношение ребенка к окружающему миру и приводят к значительным отклонениям в его личности. Такие отклонения, называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушения поведения. Первоначально они не очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им особого значения, полагая, что ребенок еще мал, чего-то не понимает, подрастет – исправится.
При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда поначалу вроде бы незначительные недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Произошедшие в ребенке перемены родители начинают замечать только тогда, когда он становится не поддающимся педагогическим воздействиям не только в семье, но и за ее пределами, т. е. становится трудновоспитуемым.
Осложнения в поведении дошкольника, младшего школьника и подростка неодинаковы. Дело в том, что продолжительность накопления отрицательного опыта у подростка значительно больше, чем у младшего школьника и тем более у дошкольника. Поэтому осложнения в поведении подростка в результате многократного повторения приобретают устойчивость и преодолеваются труднее, чем у дошкольников и младших школьников. Чем раньше будут обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолеваться, тем вероятнее исправление недостатков в поведении.
В последнее время о школьниках с осложненным поведением пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть неподдающихся обучению и воспитанию учеников. "Трудный" подросток, "трудный" школьник стали часто употребляемыми словами. Не секрет также, что правонарушения и преступления совершаются, как правило, "трудными" подростками.
Когда говорят о "трудных" детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми, но не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. "Трудные" дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Это интересно:
Ярославская Городская Общественная организация «Молодежный совет города
Ярославля»
«Молодежный совет города Ярославля» был создан 9 лет назад, в 2001 году, как орган молодежного самоуправления. Но уже в 2006 году он «сменил формат» и стал молодежной общественной организацией. На сегодняшний день это одна из крупнейших организаций города, которая включает 6 первичных организаций в ...
Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на основе
нарушения языкового анализа и синтеза
Методика направлена на устранение нарушения языкового анализа и синтеза на различных уровнях. Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, выполняя следующие задания: В предложении «Из леса вышел старик с большой корзиной», определить: - какое по счету слово «старик ...
Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
В соответствии с точкой зрения М. Е. Хватцева [ 19 ], различение фонем происходит сравнительно медленно: ещё на втором году жизни дети не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слов, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, то есть ...