Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Данный метод способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения - алгоритм (или выбрать из числа состоявшихся ранее), выполнить все "шаги" решения, сделать вывод, произвести самопроверку. Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, опирается на знание языковой теории - грамматике, словообразовании, фонетики, морфемики, лексикологии, на общее языковое развитие школьника, на понимание значений языковых единиц и смысла текста. Сами задачи имеют широкую шкалу сложности, в которой заложены возможности повышения познавательной активности и самостоятельности школьника.
Учебная задача - это цель познавательной деятельности, содержащая вопрос (задание, цель - определяющую часть задачи), данные, на которые можно опереться в ее решении, условия выполнения, предполагающие порядок выполнения (план решения, или алгоритм), который должен найти решающий задачу ученик, и предполагает результат решения - ответ.
Общий метод решения грамматико-орфографических задач может быть применен ко всем типам задач, но порядок решения разный. Отличия грамматико-орфографической задачи от математической в том, что в математической задача уже дана, первые два элемента ученику даны в готовом виде, а в орфографии дан только текст, в котором младший школьник самостоятельно должен найти объект задачи (орфограмму), определить ее тип, поставить цель, выделить данные для решения; далее - так, как в математике: разобраться в условиях задачи, составить план решения, выполнить само действие, получить ответ, проверить его.
Элементы задачи и ее решение.
Ситуация - диктант; ученик на основе своей орфографической зоркости задержал свое внимание на слове часы.
Вопрос, т.е. осознание цели того, что должно быть получено. для проверки слова часы задача - это выяснение того, какую букву следует писать после ч для обозначения гласного звука, т.е. определить фонему по ее сильной позиции в родственных словах.
Условия: отсутствие ударения, т.е. слабая позиция для гласного. Важно определить место безударного гласного: в корне слова.
Порядок выполнения: выделение безударного гласного, определение его места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корня проверочных слов с корнем проверяемого слова.
Вывод или ответ на вопрос задач: проверка подтвердила, что в слове ч. сы следует писать букву а - часы. Возможная проверка: по словарям, с помощью учителя.
Решая грамматико-орфографическую задачу, младший школьник должен:
Увидеть орфограмму и осознать ее как задачу;
Определить ее тип: проверяемая или нет, к какой теме относится, вспомнить правила.
Определить способ проверки в общем виде в зависимости от типа орфограммы.
Определить "шаги" решения их последовательность, т.е. составить или вспомнить алгоритм решения задачи конкретно.
Решить задачу, т.е. выполнить действие по "шагам", не пропустив ни одного и не сделав ошибки.
Сделать вывод по правилам написания.
Написать без ошибки, аккуратно соблюдая требования каллиграфии,
Не потерять при этом общего смысла, содержания того текста который он записывает под диктовку.
Алгоритмы
Алгоритм - это точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом решения задач определенного типа. При точном соблюдении всех "шагов" алгоритм приводит к правильному решению задач.
Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ.
1-й шаг: Указать орфограмму, назвать ее тип. Проверяемые слова:
2-й шаг: Есть ли в слове приставка?
/ \
Да Нет: Ъ не пишется
\
3-й шаг: Оканчивается ли она на согласный? Поехал
/ \
Да Нет: Ъ не пишется
\ подъем
4-й шаг: Есть ли после приставки е, е или я?
/ \
Да: Ъ пишется Нет: Ъ не пишется поднял
5-й шаг: Написать слово правильно, проверить его.
Виды упражнений в правописании
Это интересно:
Правила создания проблемной ситуации
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...
Приемы, методы, технологии обучения в школе VIII вида
При планировании уроков в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида опираются на разработанную систему принципов коррекционно-развивающего сопровождения: Принцип динамичности восприятия; Принцип продуктивности обработки информации; Принцип развития и коррекции высших психическ ...
Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...