Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Эти упражнения предусматривают не только практическое действие - письмо, умственные действия в соответствии с грамматической теорией и орфографическими правилами.
Упражнения могут быть и устными (комментирование напечатанного или написанного текста, проговаривание слов, выразительное чтение текста для работы над пунктуацией и пр), но письменные упражнения преобладают.
Письмо Львов М.Р. подразделял:
на естественное, самостоятельное, т.е. на выражение своей мысли и ее запись (сочинения, изложения, творческие и свободные диктанты, письма) в них правописание выполняет свою естественную нормативную функцию
на учебное, искусственное (списывание, слуховые и зрительные диктанты) в них главой целью является не выражение мысли, а сама техника письма, правописание.
Имитативные упражнения (виды списывания)
Широко известны следующие виды обучающего списывания: списывание с грамматическим или орфографическим комментированием, списывание с выделением орфограмм или грамматических форм, списывание со вставкой пропущенных букв, списывание с частичной перестройкой текста, например с переменой глагольного времени с настоящего на прошедшее, списывание с грамматическим разбором путем условного подчеркивания и пр. механизмы списывания выделил Львов М. Р.:
прочтение слов или текста с установкой на обнаруживание орфограмм;
запоминание правильного написания с постепенным увеличением объема запоминаемого (от 2-3 букв в 1-м полугодии 1класса - до5-6 слов в 4 классе);
запись - воспроизведение на письме того, что запомнил, с соблюдением требований каллиграфии;
в необходимых случаях - уточнение того, чего память не сохранила;
выделение орфограмм в темпе письма, их подчеркивание;
комментарий к орфограммам - вслух или про себя;
проверка орфограмм по алгоритму - обычно свернутому;
проверке по книге.
Виды диктантов
Различают диктанты:
слуховые - определяют орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т.е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях.
Зрительные - это такие орфографические упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии.
Самодиктанты - "проверяю себя", ориентированы на самостоятельную работу без учителя.
Творческие диктанты возвращают учителя и учащихся к исходной идее письма как графически зафиксированной речи, где орфография выполняет вспомогательную функцию при главенствующей цели - передаче содержания мысли, смысла в тексте.
Грамматико-орфографическое комментирование
Это один из видов анализа, разбора. Он может быть подробным, полным и кратким, свернутым. Требования к комментированному письму: не пропустить ни одной орфограммы, комментировать кратко и точно, без ошибок, комментировать в темпе письма, не отставать.
Самостоятельное письмо, выражение мысли
По мнению Львова М.Р. это один из видов речемыслительной деятельности человека, признаваемой психологами творческим актом. Виды самостоятельных текстовых упражнений:
Составление и запись предложений на заданную тему,
Составление и запись текстов, сочинений, пейзажных зарисовок
Изложения различных типов, свободная диктовка
Сочинения разных типов
Составление и запись деловых бумаг - заявлений, писем
Первые попытки детского литературного творчества
Ведение различных дневников.
Это интересно:
Диалектика систем, процессов и методов воспитания
Диалектика систем воспитания в достаточной мере обнаруживает себя по четырем линиям развития диалектических противоположностей: общественная система воспитания – семейная система воспитания, единая система воспитания – разрозненная система воспитания, система отдельного (сословного) воспитания – си ...
Формирование связной речи в онто- и дизонтогенезе
Исследованиям развития речи, и в частности связной посвящены многие работы как в области психологии и психолингвистики, нейропсихологии и логопедии. В них рассматривается, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказыван ...
Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса
в начальной школе
Развитие средств информационной культуры все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования. В настоящее время известно несколько программных сис ...