Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Знaчение экскурсий в преподавании биологии

Страница 3

Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. У них формируется чувство прекрасного, ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку, на сельскохозяйственное производство, в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и т.д.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на:

вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, которые ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом;

текущие – в течение всего учебного года;

заключительные – обобщающие и повторяющие пройденный материал, осуществляемые весной, их проводят так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями и закономерностями, которые изучали по учебнику в классе.

Успех проведения экскурсии зависит от подготовки учителя и учеников. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности (учитель заранее должен пройти намеченный маршрут). Маршрут не должен превышать 1,5 – 2 км.

При подготовке к экскурсии учитель составляет план экскурсии и конспект её хода. В них определяется следующее:

Тема экскурсии, её цель и задачи.

Маршрут экскурсии. Маршрут – это не путь передвижения школьников. А логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.

Содержание и методы работы с учащимися.

Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.

Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 – 7 мин).

Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10 – 15 мин).

Итоговая беседа по теме экскурсии (3 – 5 мин).

Осмотр территории и приведении её в порядок.

Общее заключение по экскурсии (в природе).

Обработка (в классе, дома) учениками собранного на экскурсии материала и подготовка отчета, сообщения.

Порядок работы на каждой экскурсии такой: а) вводная беседа учителя; б) основная часть; в) выполнение учащимися заданий; г) заключительная беседа.

Вводная беседа проводится обычно в классе. В беседе учитель сообщает тему, цель, содержание и план экскурсии, напоминаются правила поведения на экскурсии, дается задание для самостоятельной работы, распределяется оборудование.

Основная часть экскурсии (в природе) может проводиться в двух формах:

Иллюстративно – знакомство с материалом ведется фронтально, под руководством учителя;

По заданию в виде самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы должны быть вполне определенным, ясным и сформулированы кратко и отчетливо. Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии. В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки.

В заключительной беседе учитель обобщает результаты наблюдений, задает учащимся контрольные вопросы по выполненным заданиям, проверяет правильность и дает задание на дом по оформлению результатов экскурсии.

Итак, мы выяснили, что в сложившейся системе форм обучения биологии экскурсиям принадлежит существенная роль. Введение экскурсий в процесс биологии решает важные обучающие, развивающие и воспитательные задачи: формирование правильных представлений о внешнем и внутреннем строении организма в целом и органов в отдельности, развитие представлений о физиологических процессах, развитие умений сравнивать, находить общее, развитие умений коллективной работы над материалом, развитие познавательного интереса, формирование профессиональных ориентаций учащихся, а также реализация гигиенического, полового, этического воспитания, осуществление просветительской работы.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Основные направления логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии
Методика направлена на преодоление аграмматизмов на письме, которые проявляются в нарушениях морфологических и синтаксических конструкций. Формирование умения согласования различных частей речи в числе Детям предлагается выполнить следующие задания: -Закончить предложения, изменяя множественное чис ...

Формирование ценностно-ориентированной компетенции учащихся с целью воспитания поликультурной личности
Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана свидетельствует о том, что наша Республика идет по правильному пути, в том числе и в сфере образования. В своем послании Президент отмечает, что у нас простая и ясная цель – жить лучше, чтобы будущее наших де ...

Основные направления логопедической работы с больными экспериментальной группы
Из экспериментальной группы были выделены 4 пациента с различными видами нарушений речи после перенесенного ОНМК для определения и проведения логопедической работы, это: Пациент C.В.И. 10.04.1925г. Логопедическое заключение: Афферентная моторная афазия. 2. Пациент М.В.Г. 19.09.57г Логопедическое за ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru