Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Организация дискуссии сопряжена со значительными трудностями. В каком случае дискуссия уместна?
- если учащиеся работают с источниками, в которых изложены различные точки зрения на ту или иную проблему;
- если обсуждается проблема практического характера, не имеющая однозначного решения (выраженного в результате)
- если в процессе обсуждения проблемы происходит разделение учащихся по способам и средствам ее решения.
Для организации продуктивной дискуссии, способствующей развитию критического мышления, важно помнить об определенных условиях и правилах. А.М. Матюшкин подчеркивает, что в дискуссиях важным фактором выступает общение с равноинформированными партнерами – членами школьной группы – в отличие от общения с разноинформированным партнером – преподавателем. Это раскрепощает интеллектуальные возможности учащихся, резко снижая барьеры общения, повышая его продуктивность.
Д. Х. Вагапова определяет качества, которые важны для участников продуктивной дискуссии:
- заинтересованность;
- конструктивность подхода;
- умение идти на оправданный компромисс;
- стремление к постоянной коррекции точки зрения;
- поиск правильных доводов оппонента;
- интеллектуальная терпимость;
- умение слушать;
- умение «держать позицию»;
- умение вовремя уловить изменения в поведении оппонента, понять, чем они вызваны;
- ассертивность (умение высказать свою точку зрения без страха, давления, со стороны того, что нужно сказать);
- гибкость мышления;
- культура речи;
- эмпатия ( постижение эмоционального состояния другого человека;
Успешность дискуссии во многом зависит от умения преподавателя ее организовать и умения учащихся дискуссировать.
Четко проведенная результативная дискуссия есть результат сформированности критического мышления ее участников. С другой стороны, процесс дискуссии – есть процесс его развития.
Перекрестная дискуссия.
Стратегия перекрестной дискуссии, разработанная Донной Алверман – сложный вид аудиторной работы в рамках семинарских занятий. Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Таким образом, перекрестная дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений, например «хорошо – плохо», «будет – не будет», «возможно – невозможно».
Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы, то есть поиск аргументов для ответа должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования причинно-следственных связей между основными понятиями темы.
Вопрос может быть предложен и самими учащимися. В любом случае это должен быть бинарный вопрос, то есть требующий либо положительного либо отрицательного ответа.
На первом этапе работы преподаватель просит аудиторию разбиться на пары и начертить следующую таблицу:
Таблица 9
Аргументы «за» |
Вопрос для дискуссии |
Аргументы «против» |
В процессе перекрестной дискуссии каждый из ее участников должен прийти к какому – либо выводу. Вместе с тем приводимые аргументы предлагаются участниками в «свернутом», сжатом виде. Зачастую предложенный текст не дает возможностей для оперирования конкретными примерами. Таким образом, после того, как были высказаны суждения, которые выработали группы, преподаватель может:
Это интересно:
Тенденции развития и социально-педагогические условия гражданского
воспитания в современных общеобразовательных учреждениях
В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях: - систематическое гражданское образование в школах, демократически ориентированный уклад жизни многих школ; - движение общественно активных школ, возрождение в ряде об ...
Диалектика воспитания как особой формы человеческой
деятельности
С целью систематизации изложения согласимся с известной периодизацией истории развития человеческого общества: первобытная община (матриархат, патриархат) – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество (капитализм, социализм). В первобытной общине не была выделена отде ...
Особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного
возраста
Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста происходит под влиянием счёта и измерения. Освоение детьми счёта – очень сложный процесс. Истоки счётной деятельности рассматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами. Дети в 3 года осваивают умения сравнивать ...