Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
История школы свидетельствует о том, что разные периоды её развития цели обучения менялись. В соответствии с изменением целей менялись и методы обучения.
Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». В философском словаре мы увидим данное определение: «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность». Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как и упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя по достижению определённых учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой стороны – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).
Таким образом, под методами обучения следует понимать упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на передачу знаний, умений и развитие познавательных способностей. Метод в обучении – самостоятельная структурная единица. Он всегда подчинён определённой цели, решает поставленную задачу, ведёт к усвоению определённого содержания, приводит к планируемому результату. В структуре методов обучения выделяются приёмы.
Приём - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Приём не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью данного метода. Одинаковые приёмы обучения могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у различных учителей может включать различные приёмы.
Метод строится из приемов, но не является их совокупностью. Он всегда подчинен определенной цели, решает поставленную учебную задачу, ведет к усвоению определенного содержания, приводит к планируемому результату.
Это интересно:
Специфика развития критического мышления школьников на уроках, практикуме и
практических работах по географии
Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» нами был разработан применительно к уроку по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска». Урок с использованием технологии развития критического мышления по тема «Вет ...
Досуг как сфера коррекционной деятельности
Альтернативность, инвариантность современной социокультурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы, самостоятельности, творчества, самоутверждения человека, свободы его социального поведения. Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием за ...
Характеристика исследуемых школьников и организация исследований
В исследованиях применялся метод лонгитудинальных исследований. Как известно, в отличие от так называемого генерализирующего метода исследований, когда в течение короткого промежутка времени обследуются все возрастные группы школьников и на этой основе дается усредненная картина, динамические, лонг ...