Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование уважения к семье и сверстникам у детей с нарушением интеллекта

Педагогика и воспитание » Нравственно-этическое воспитание младших школьников с нарушением интеллекта » Формирование уважения к семье и сверстникам у детей с нарушением интеллекта

Страница 1

Нравственное становление личности младших школьников с нарушением интеллекта во многом определяется правильно организованным общением как детей между собой, так и с родителями. Имея нарушение интеллекта, ребенок не может справиться с общеобразовательной программой, что создает конфликтную ситуацию между родителями и школой. Первый год обучения по программе в школе VIII вида является самым трудным как для учащихся, так и для их родителей. Ребенок должен привыкнуть к иному режиму, к требованиям учителя, к школьному зданию, начать активно взаимодействовать с новыми людьми и т.д. Многие исследователи детей с нарушением интеллекта указывают, что основная трудность социального развития связана со сложностями формирования потребности в общении у данной категории детей. Эти дети не проявляют интереса к общению с другими детьми и даже с родителями. Отсутствие потребности во взаимодействии с другими детьми существенно осложняет формирование социальных и коммуникативных навыков, что негативно сказывается на формировании нравственных качеств у ребенка.

Важен вопрос о роли первичного коллектива семьи в социально-нравственном развитии умственно отсталого ребенка. Дело не только в том, насколько успешно семья формировала у него навыки и привычки. Трудно понять, насколько велико горе, которое испытывают родители, когда выясняется (сразу или постепенно), что у них родился неполноценный ребенок. Рождение такого ребенка меняет динамику внутрисемейных отношений. При низкой душевной культуре одного из супругов случается и так, что семья распадается и вся тяжесть горя и забот падает на плечи одного из них, а то и вовсе бабушки или дедушки. Вот эта длительная семейная драма влияет на формирование нравственной личности умственно отсталого ребенка, даже если он воспитывается в интернате. Иногда жизнь детей и родителей протекает параллельно, независимо друг от друга. Для ребенка учитель или воспитатель становится ближе, чем его собственные родители.

Для решения этой проблемы Олесей Александровной Володиной были разработаны основные направления психолого-педагогической работы по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка:

· совместные занятия в детско-родительском коллективе направлены на создание эмоционально теплых отношений в диаде близкий взрослый – умственно отсталый ребенок;

· семинары – тренинги, специализированные тематические лекции являются основными способами оптимизации восприятия ребенка родителями;

· индивидуальная и групповая формы работы с родителями, участие в совместных занятиях детско-родительской группы рассматриваются в качестве ведущих для преодоления деструктивных моделей родительского поведения.

Анализируя полученные результаты, исследователь заметил большие изменения, произошедшие в экспериментальной группе после проведённой работы по формированию детско-родительских отношений, а именно:

У всех детей экспериментальной группы повысилась потребность в общении со сверстниками и семейным окружением, дети стали более активными, раскрепощёнными, стали относиться к родителям с большим уважением и почитанием.

Также все родители стали адекватнее относиться к своим детям и их поступкам. Научились контролировать свои эмоции при объяснении инструкций, которые могут быть непонятны ребёнку.

Также сложности в нравственном и социальном развитии умственно отсталых детей связано с такими особенностями их развития как:

1. Несформированность потребности в общении.

2. Трудности в овладении средствами общения (речью и социально-перцептивными навыками)

3. Сложности социализации (усвоения социальных норм и правил, формирования нравственной и моральной сфер личности)

4. Отсутствие достаточной саморегуляции, нарушения эмоционально-волевой сферы.

5. Трудности, конфликты, возникающие при общении с окружающими людьми.

В центре внимания педагогов вспомогательной школы должны быть межличностные отношения детей, положение каждого из них в детском коллективе. Во вспомогательной школе только при корректной помощи педагогов отдельные дети могут добиться более благоприятного к себе отношения сверстников. Умственно отсталые дети держатся однажды сложившегося мнения и, если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительных проявлений характера. Акцентирование внимания детей на положительных качествах того или иного ученика помогает ему становиться лучше, увереннее, возбуждает желание более ярко проявить себя с положительной стороны. Не менее внимательного отношения педагогов требуют также учащиеся, в силу тех или иных своих качеств занявшие в коллективе лидирующее положение, и особенно те из них, которые в стремлении удержать лидерство прибегают к негативным способам самоутверждения, выражающимся в насмешках, физических расправах над более слабыми товарищами. Если вовремя не помочь таким «лидерам» осознать свое поведение, не нейтрализовать их влияние, не вести с ними индивидуальную воспитательную работу, то у них может появиться чувство вседозволенности и собственного превосходства.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Теоретические основы обучения глухих детей языку
Вторая половина ХХ века стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку её и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов. Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп учёных и педаго ...

Значение и содержание игровой деятельности в школьном возрасте
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра только внешне кажется безза ...

Симптоматика и механизмы нарушения фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития
Современное представление о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, В.И. Галунов, Л.А. Чистович, Е.Н. Винарская и др.). По данным указанных авторов, функционирование каждого последующего бивня опирается на результаты анализа речевого воздействия предыдущего уров ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru