Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Прогнозирование по своему назначению многофункционально. Оно связано со всеми остальными подпроцессами и функциями управления и может быть отнесено к целеопределению, планированию (принятию решений), организации исполнения, контролю и оценке на основе диагностики, регулированию.
Все перечисленные функции могут выступать сами в качестве объектов прогнозирования. С позиций такого подхода прогнозирование служит прогностической основой для всех подпроцессов, составляющих их функций и стадий. Так, с переходом от низшего к высшим уровням управления возрастает дальность и обратимость процессов прогноза, что позволяет им развиваться в направлении от начального момента деятельности к конечному, от настоящего к будущему, и наоборот.
Наши представления о составе и последовательности звеньев, из которых слагается процесс управления для всех целеустремленных, самоуправляемых систем, сводятся к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов (см. схему № 1).
Схема №1
Взаимосвязь и взаимодействие функций управления как видов целенаправленной деятельности
Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства, воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и оценки на диагностической основе фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.
Объект и субъект управления. Объектами управления являются различные педагогические системы, подсистемы, необходимость, потребность и возможность управления которыми появляется у субъектов управления. Субъект управления имеет свойства и способы, необходимые для осознанного определения целей, для моделирования, конструирования и выбора специфических педагогических условий, совокупности способов, средств, воздействий для установления факта достижения целей и для реализации собственно процесса управления педагогической системой.
Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих основных положений, вытекающих из основополагающих исходных понятий и принципов теории управления образованием:
1) Модернизацию структур управления целостной педагогической системы необходимо осуществлять с учетом стоящих перед системой и подсистемой целей. Цели первичны, структуры управления вторичны и должны быть направлены на создание педагогических условий к эффективному достижению конечных целей.
2) Проектирование структур управления педагогическими системами (управляющих и управляемых) необходимо проводить с учетом развития процесса управления и технологии управления, а также развития практики педагогической технологии.
3) Структура основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем (орган образования и образовательное учреждение) в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции, подфункции и стадии управления.
4) Непрерывность в целостной системе управления образованием предполагает четкое определение прав, полномочий, ответственности и обязательное их исполнение. Не осуществление этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправленческих в той или иной подсистеме.
5) Обновление целостной системы управления образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должен быть наделен правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций.
6) В составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов, а также правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного и общественного управления.
7) Для повышения эффективности всех звеньев управляющей и управляемой подсистем (органы образования и ОУ) необходимо постоянно осуществлять функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние.
Это интересно:
Пороговые значения показателей для оценки эффективности вузов и филиалов
Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования проводился в целях реализации Указа Президента РФ и по поручению Председателя Правительства РФ от 17 мая 2012 года. Мониторинг проводился с 15 августа по 15 сентября 2012 года. Государственные вузы ...
Специфика работы педагога с детьми, имеющими ЗПР
Серьезные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения детей с ЗПР в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической поддержке. Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не ...
Речь как фактор развития человека
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу. Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе об ...