Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 10

Важным условием эффективности формирования ценностных ориентаций у подростков выступало комплексное педагогическое воздействие на когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций у подростков. Оно обеспечивалось внедрением в учебно-воспитательный процесс авторской программы «Культурное наследие земли Чувашской», которая предусматривала взаимосвязь и взаимообусловленность выделенных нами выше четырех основных блоков.

Первый блок, направленный на организацию познавательной деятельности учащихся, заключался в проведении специальных этических бесед: продолжительность беседы в контексте воспитательного занятия – 15-20 минут; лекторы - классный руководитель, работники музеев, краеведы, деятели культуры и искусства, известные спортсмены города, республики; в основе подачи материала – проблемное изложение.

Второй блок, предполагающий организацию оценочной деятельности учащихся, являлся логическим продолжением первого блока и базировался на создании ситуаций нравственного выбора, «проживания», прочувствования эмоционального состояния учащихся: продолжительность дискуссии – 25-30 минут, включенность каждого подростка в оценочную деятельность, осуществление рефлексии.

Третий блок, подразумевающий организацию творческо-практической деятельности учащихся, строился на осуществлении коллективных творческих дел как логического обобщения какого-либо раздела программы воспитания (трудовые дела, выполнение общественных поручений, концерты художественной самодеятельности, защита проектов, выпуск тематических газет, альманахов и т. д.).

Четвертый блок, предусматривающий организацию оздоровительной деятельности учащихся, рассматривался нами в качестве сопутствующего первым трем блокам и реализовывался в форме экскурсий, походов, прогулок, спортивных тренировок и соревнований и т. д.

Управление разносторонней деятельностью воспитанников в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось с заданными воспитателями образцами-идеалами Гражданина, Работника, Семьянина. Образец гражданского поведения выступал как цель формирования ценностных ориентаций учащихся.

Следующее условие - создание высокого нравственного, социально-психологического климата в классе - обеспечивалось профессиональной компетентностью классного руководителя, его умениями сплачивать детский коллектив, выдвигать перед коллективом и отдельными учениками близкие, средние и дальние перспективы жизнедеятельности; организацией ученического самоуправления; выполнением учащимися временных и постоянных индивидуальных, групповых, постепенно усложняющихся общественных поручений (учебных, трудовых, культурно-просветительных, спортивных, организационных).

Интеграция воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры, производственных коллективов реализовывалась в системе деятельности классного руководителя по следующим направлениям:

- взаимодействие с родителями учащихся: изучение возможностей семьи и родителей в воспитании и поддержке детей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (совместные походы, экскурсии, дни здоровья, праздники; организация дня открытых дверей); повышение психолого-педагогических знаний родителей путем организации тематических лекториев, семинара-тренинга «Педагогическое понимание подростка» (автор: С.В. Шик) и т. д.;

- взаимодействие с учителями-предметниками: изучение познавательных и профессиональных интересов учащихся (посещение уроков, оказание помощи в выборе кружков, элективных курсов, профилей обучения); обеспечение единства действий в развитии детей в учебном процессе, создание ситуаций успеха в учебной и во внеклассной работе и т. д.

Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций предполагало: наличие у педагога адекватного представления об уровне сформированности ценностных ориентаций каждого ученика, сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности; организацию воспитательных дел, направленных на развитие социальной активности учащихся и презентацию их личных творческих достижений, апробацию детьми своих возможностей в различных видах общественно полезной деятельности; поддержку социально-ценных инициатив, увлечений, интересов; обеспечение эффективного взаимодействия учащихся разных уровней сформированности ценностных ориентаций; стимулирование стремления к самовоспитанию.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно:

Приёмы восстановительного обучения, используемые в ходе эксперимента
1. Пациент C.В.И. 10.04.1925г. Логопедический диагноз: Афферентная моторная афазия. Учитывая сложность патологии (повреждение головного мозга), коррекционная работа длится длительно. Одно задание может усваиваться в течение 2-3 недель. При работе с данным пациентом, мы обратили внимание, что усвоен ...

Характеристика процесса социализации у ребенка от 3 до 7 лет
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. В понятие "социализация" заложено определенное измерение - личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люд ...

Формирование научного творчества в школе
Общеизвестно, что развитие лицейского и гимназического образования в нашей стране сдерживалось искусственно. В настоящее время можно отметить, что эти учебные заведения заняли достойное место в системе просвещения, Но в связи с быстротой роста лицеям и гимназиям не удалось избежать старой болезни, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru