Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Математическая проверка в целом подтверждает сделанные выводы о типах родительского отношения в семьях, воспитывающих больных или здоровых детей.
Для изучения взаимосвязей между особенностями общения ребенка и стилем родительского отношения к нему был выполнен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Кендала. Выбор этого коэффициента опирался на следующие рассуждения: т.к. данные не метрические, то использовать коэффициент Пирсона невозможно, имеются одинаковые ранги, поэтому применение коэффициента Спирмена затруднено. Напротив, при использовании коэффициента t-Кендала в форму вносится поправка на наличие связанных рангов. Мы высчитывали коэффициент корреляции по формуле, независящей от наличия связей в рангах (Kendall,s tau-b). Не обнаружено связи между особенностями общения ребенка и отношением к нему со стороны родителей. При этом выделены следующие связи. Для всех детей характерна отрицательная корреляционная связь между отношением к отцу и отношением к матери. Оказалось, что чем чаще выбирает ребенок отношения с матерью, тем реже он обращается к отцу и наоборот. Мы столкнулись с ситуацией, когда ребенок оказывается в состоянии вынужденного выбора между двумя родителями. В связи с этим в плане дальнейшей работы с родителями, считаем необходимым проведение работы, направленной на оптимизацию именно этого аспекта детско-родительских и супружеских отношений.
Чем больше времени дети с нарушением зрения проводят с мамой, тем меньше у них навыков общения (тем меньше они предпочитают общаться) с чужими людьми и сверстниками. Об этом свидетельствует значимая отрицательная корреляция. Напротив, матери чаще берут больного ребенка, направляясь в гости к родственникам, поэтому у него нет страха перед общением с дальними родственниками. На это указывает положительная корреляция между предпочтением ребенка к общению с матерью и общением с родственниками.
У детей с патологией зрения было обнаружено, что отношение к брату (сестре) отрицательно коррелирует с отношениями к другим детям, но положительно коррелирует с отношениями к родственникам. Следовательно, чем больше времени ребенок проводит с сестрами (братьями) и другими родственниками, тем чаще он пренебрегает общением вне семьи. Такая тенденция обнаружена только у больных детей, для здоровых детей проблемы выбора партнеров по общению не стоит. Возможно, ограничение круга общения родственниками для больного ребенка выступает своеобразной защитой от непринятия его самого и его дефекта со стороны чужих людей.
Стоит обратить внимание на то, что больной ребенок, отдающий предпочтение общению с отцом, чаще склонен выбирать уход как стратегию поведения в конфликте. Возможно, сильный взрослый в лице отца подталкивает ребенка к более пассивному стилю поведения. Напротив, общение с чужими людьми дается ребенку с трудом и учит его уходить от общения.
У всех детей обнаружена отрицательная значимая связь между борьбой как стратегией поведения и выбором стратегии ухода. Эта связь, на наш взгляд, является достаточно очевидной, т.к. чем более уверенным является поведения ребенка, тем реже он использует уход как стратегию поведения.
Анализируя корреляционные связи между отношениями родителей к собственным детям, обращает на себя внимание тот факт, что родители здоровых детей более дифференцированно подходят к воспитанию. У них обнаружена положительная связь только между принятием (отвержением) и гиперсоциализацией, т.е. такие родители, видя потенциал в своих детях, подчас требуют от них достаточно много, ожидая успехов и побед, больше чем требуют родители от детей с нарушением зрения. Последние, напротив, не имеют четкого и дифференцированного отношения к ребенку. Их принятие (отвержение) коррелирует и симбиотической связью и ребенком, и одновременно с гиперсоциализацией, и с отношением к ребенку как маленькому неудачнику. Такие разнонаправленные связи позволяют предположить противоречивые требования, которые родители предъявляют к больному ребенку.
Это интересно:
Решение грамматико-орфографических задач
Данный метод способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения - алгоритм (или выбрать из числа состоявшихся ранее), выполнить все "шаги" решения, сделать вывод, произве ...
Социальная среда развития ребенка
Социальная среда развития – условия взаимодействия ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в ДУУ. Его участники – воспитанники ДУУ, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семьи воспитанников. Воспитание дошкольников в разновозрастных группах ДУУ имеет ряд сложно ...
Влияние семьи на формирование навыков общения ребенка с нарушением зрения
со сверстниками
В последние годы в психологии и педагогике быстро развивается идея о сильной биологической обусловленности родительского чувства. Для благополучного «запуска» биологической основы материнства существенны три фактора – сензитивный период, ключевые раздражители и импринтинг. Считается, что у матери е ...