Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для изучения родительского отношения нами был использован тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, содержащий 5 шкал. Авторами предложена шкала процентильного ранга, что позволяет проводить сравнительный анализ с результатами других тестов. Процентильный ранг указывает на то, какое количество людей, отвечавших на данный тест, набрали такое же количество баллов, это количество людей представлено в процентах от общей выборки. В таблице №3 представлены сводные результаты, полученные в данном тесте.
Сравнительный анализ родительских отношений к больным и здоровым детям.
Таблица 3
Тип отношений |
Родители здоровых детей |
Родители детей с нарушением зрения | ||
Сырой средний балл |
Процентильный ранг |
Сырой средний балл |
Процентильный ранг | |
Принятие – отвержение |
20,4 |
97,5 |
19,8 |
95,5 |
Кооперация |
6,8 |
20,2 |
7,3 |
33,2 |
Симбиоз |
4,3 |
75,3 |
6,6 |
94,8 |
Гиперсоциализация |
4,1 |
70,1 |
4,4 |
75,8 |
Инфантилизация («маленький неудачник») |
2,6 |
77,4 |
5,6 |
95,7 |
Шкала «Принятие – отвержение» – отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Высокие баллы по этой шкале соответствуют полюсу «отвержение», т.е. родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за каких-либо проблем в физическом или умственном здоровье. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет и не уважает его.
В нашем исследовании обе группы родителей – и те, кто воспитывает здорового ребенка, и те, кто занимается воспитанием ребенка с нарушением зрения – набрали очень высокие баллы по шкале «отвержение», что указывает на общую отрицательную тенденцию оценки детей данной возрастной группы. Возможно, сопоставляя своего ребенка сегодня с тем, каким он был 2–3 года назад – беспомощным, но послушным – сегодняшняя двигательная активность, любознательность и открытость ребенка всему новому вызывает отрицательные эмоции у родителей. Мамы и папы оказываются не готовыми к изменению отношений со своим ребенком, что и отражается в целом на высокой отрицательной оценке своего ребенка. Тем не менее, можно говорить, что у родителей, воспитывающих больных детей, степень отторжения и неприятия чуть ниже, чем у родителей, воспитывающих здоровых детей. На наш взгляд, это может быть вызвано более адекватным или даже пониженным уровнем ожиданий родителей от своего слабо видящего ребенка, что приводит к уменьшению отрицательного восприятия детских поступков и неудач. Родители больных детей чуть более терпимы к неудачам и ошибкам своих детей, следовательно, эмоционально более уравновешены и спокойны. Это важная закономерность, без которой коррекционно-развивающая работа с ребенком оказывается мало эффективной.
Это интересно:
Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
Пауль Наторп родился 24 января 1854 года в Дюссельдорфе в семье пастора. Окончив гимназию, он поступил в Берлинский университет, откуда перешел в Бонн и, наконец, в Страсбург. Предметом его занятий вначале была классическая филология: от философии, как он пишет в своей автобиографии, написанной для ...
Эксперимент по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке
русского языка в 4 классе
Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого комплекса уроков русского языка с применением интерактивных методов обучения для 4 кла ...
Программа студии вокально-инструментальной музыки
Пояснительная записка Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание учащегося, его интерес, возможности, способности, психологические особенности (а так же стартовый уровень знаний). В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время об ...