Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Родительское отношение определяется как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.
А.С. Спиваковская для анализа детско-родительских отношений использует понятие родительская позиция, которая определяется как совокупность установок родителей, реальная направленность в воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания, как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально – ценностного отношения к элементам данной ситуации. Автор выделяет три основных свойства родительской позиции – адекватность, динамичность, прогностичность. Исследователи, изучающие проблему детско-родительских отношений, считают, что родительские установки или позиции имеют два основных компонента – эмоциональный и инструментальный (контроль и требования) (Э.Г. Эйдемиллер, А.В. Захаров, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская и многими другими). Характер эмоционального отношения матери лежит в основе формирования качества привязанности у ребенка.
Представление о ребенке и отношение к нему – это внутренняя основа воспитания, которая реализуется через воспитательные воздействия и способы общения с ребенком. В литературе выделяются такие воспитательные воздействия, как контроль, наказание и поощрение. Важным условием воспитания также является уровень требований родителей к ребенку. Различные компоненты родительского отношения образуют устойчивое сочетание в поведении родителя, поэтому многие исследователи делают попытку классифицировать эти типы. Наиболее известны классификации А. РОЭ и М. Сигельман, И.С. Шефер и В. Леви, Д. Баумринд, А.Я. Варга и В.В. Столина. Материнское отношение к детям с нарушениями развития обладает своей спецификой. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой – приводит к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации. Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился такой ребенок, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности (В.В. Ткачева). Многие авторы указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития (O.K. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго). Например, супружеская пара, в целом, также страдает от рождения ребенка с умственной отсталостью. Семьи проходят через «классический» паттерн, матери становятся чрезмерно вовлечены в воспитание ребенка, в то время как отцы уходят от ситуации эмоционально или физически. Фиксация ребенка на роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл. Рождение и воспитание аномального ребенка вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые обобщаются понятием «родительский стресс».
По мнению многих исследователей, он носит стадиальный характер. Содержанием первой стадии – эмоциональной дезорганизации – являются следующие состояния и реакции родителей: шок, растерянность, беспомощность, страх. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности и задаются вопросом: «Почему это случилось именно со мной?»
Вторая стадия или фаза рассматривается исследователями как период негативизма и отрицания. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Отрицание может быть своеобразным способом защитного устранения эмоциональной подавленности, тревоги. На этой стадии развивается, так называемое, «шопинг – поведение», родители переводят ребенка от одного консультанта к другому, стремясь убедить себя, что специалисты не компетентны и ответственны за состояние ребенка.
Третья фаза родительского стресса – горевание. Чувство гнева или горечи может породить стремление родителей к изоляции, но в то же время найти выход в форме «эффективного горевания».
Четвертая стадия адаптации характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием больного ребенка.
Биологическая неполноценность ставит ребенка в определенные условия развития и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям. Семейное окружение оказывает непосредственное влияние на выработку навыков социально рационального поведения у детей с нарушением зрения. Домашнее окружение во многом определяет индивидуальное поведение ребенка во многих сферах деятельности. Особую важность приобретает проблема психологического обучения родителей, имеющих детей с нарушением зрения.
Это интересно:
Основы организации методической работы в школе
Методическая работа в школе – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего на по ...
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификации методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. О ...
Содержание и методика развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста
На первом этапе исследования решались следующие задачи: 1. Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов. 2. Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игров ...