Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В логике изучения проблемы интегрированному использованию технологических, эстетических и естественнонаучных знаний явилась необходимость дифференцированного анализа содержания обучения технологии обработки ткани и изготовления одежды на втором и третьем этапе обучения школьников в образовательной области «Технология». Исходные данные представлены в таблицах №1, 2, 3 приложения №1, 2, 3. Анализ данных приложения №1 показывает, что в структуру и содержание обучения учащихся 5–7 классов входят следующие образовательные модули: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Рукоделие», «Уход за одеждой, ремонт одежды», «Конструирование, моделирование и изготовление фартука», «Конструирование, моделирование и изготовление поясного изделия», «Конструирование, моделирование и изготовление плечевого изделия». В ходе анализа содержания представленных в тексте модулей технологической подготовки школьников установлено, что у них формируются знания и умения по распознаванию текстильных волокон, их химического состава и физико-химических свойств; знания и умения по подготовке универсальной швейной машины к работе.
При изучении модуля «Рукоделие» у учащихся 5–7 классов формируются знания и умения по подбору материалов для лоскутной пластики, подготовке их к работе; знания и умения по распознаванию различных видов вышивки и технологии выполнения ручных и счетных швов.
Анализ содержания модулей «Конструирование, моделирование и изготовление изделий» показывает, что учащиеся 5–7 классов приобретают знания и умения по построению чертежей основ изделию, моделированию и технологии изготовления.
Анализ данных приложения №2 показывает, что в структуру и содержание обучения учащихся VIII–IX классов входят также модули, как: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Художественная обработка ткани», «Конструирование, моделирование и изготовление женского легкого платья», «Конструирование, моделирование и изготовление женской блузки». На данном этапе технологической подготовки у школьников углубляются знания и умения по материаловедению, машиноведению, художественной обработке ткани, конструированию, моделированию и изготовлению изделия, сформированные на предыдущем этапе обучения в образовательной области «Технология». Нами выявлена прямая преемственность содержания и структуры всех образовательных модулей. В то же время, в отличие от обучения учащихся технологии обработки ткани в V–VII классах, где изучается технологический процесс изготовления поясных изделий и ночной сорочки, учащиеся V–VII овладевают знаниями и умениями по конструированию, моделированию и изготовлению плечевых изделий женского платья и блузки.
Анализ данных приложения №3 показывает, что у учащихся X–XI классов формируются знания и умения по следующим образовательным модулям: «Развитие прикладного искусства», «Дизайн и формообразование», «Принципы композиции», «Цвет», «Конструирование, моделирование и изготовление поясного изделия», «Объемное проектирование», «Проектирование и изготовление изделия».
Следуя логике предмета исследования, считаем целесообразным проведение системного анализа формируемых у учащихся с V по XI класс технологических знаний и умений с целью выявления методических возможностей реализации интегрированного обучения школьников изготовлению одежды.
Дифференцированный анализ таблиц, представленный в приложении №1, 2, 3 позволил нам сгруппировать выявленные технологические знания и умения, и представить их в виде условных интегрированных групп. После этого нами была разработана сводная таблица интегрированных знаний и умений, формируемых у учащихся V–XI классов в процессе их обучения технологии обработки ткани, которая представлена в тексте.
Сводная таблица интегрированных знаний и умений, формируемых у учащихся 5 – 11 классов в процессе их обучения технологии обработки ткани
Интегрированные знания по обработке ткани |
Интегрированные умения по обработке ткани |
1. Элементы материаловедения |
1. Элементы материаловедения |
знания химического состава и физико-химических свойств натуральных растительных волокон, натуральных волокон, натуральных волокон животного происхождения, искусственных волокон, синтетических волокон, смесевых волокон, трикотажного полотна – интегрированная связь технологии с физикой, химией; |
уметь определять химический состав и физико-химические свойства натуральных растительных волокон, натуральных волокон животного происхождения, синтетических волокон, искусственных волокон, смесовых волокон, трикотажного полотна – интегрированная связь технологии с физикой, химией; |
знания полотняного переплетения, саржевого переплетения, атласного переплетения – взаимосвязь технологии с математикой; |
уметь определять полотняное переплетение, саржевое переплетение, атласное переплетение – взаимосвязь технологии с математикой; |
2. Элементы машиноведения |
2. Элементы материаловедения |
знания правил подготовки универсальной швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нити, регулировка, регулировка длины стежка и качества машинной строчки, неполадки в работе швейной машины и способы их устранения, устройство челнока, принцип образования простой и зигзагообразной строчки – интегрированная связь технологии с физикой; |
умения в подготовке универсальной швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нити, регулировка длины стежка и качества машинной строчки, уметь устранять неполадки в работе универсальной машины, уметь разбирать и собирать челнок, образовать простую и зигзагообразную строчку – интегрированная связь технологии с физикой; |
3. Художественная обработка ткани |
3. Художественная обработка ткани |
материалы для лоскутной пластики, подготовка их к работе, материалы для вязания крючком, свойства шерстяных, хлопчатобумажных, шелковых, пуховых нитей; материалы, применяемые для аппликаций; материалы, применяемые для плетения в технике макраме и фриволите; материалы для машинной вышивки, правила подготовки швейной машины к работе, регулировка натяжения нити – интегрированная связь технологии с физикой и химией; |
уметь подбирать материалы для лоскутной пластики и подготавливать их к работе, умело подбирать материалы для вязания крючком, распознавать свойства шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, пуховых нитей, уметь подбирать материалы, применяемые для аппликаций, уметь подбирать материалы для машинной вышивки, уметь подготовить швейную машину к работе, отрегулировать натяжение нити – интегрированная связь технологии с физикой, химией; |
способы перевода рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка, технология выполнения счетных швов, определение количества петель и ниток при вязании крючком, технология вязания носков на двух и пяти спицах, убавление и прибавление петель – интегрированная связь технологии с математикой и черчением; |
уметь перевести рисунок на ткань различными способами, увеличить или уменьшить рисунок, уметь выполнить счетные швы, определять количество петель и ниток при вязании крючком, уметь вязать носки на двух и пяти спицах, убавлять и прибавлять петли – интегрированная связь технология с математикой и черчением; |
технология выполнения качественной машинной строчки, технология выполнения изделий в лоскутной технике, вышивка крестиком по рисованному контуру узора, технология вязания изделий крючком, технология вязания изделий на спицах, технология выполнения аппликаций на различные материалы, способы прикрепления бисера и блесток, технология плетения узлов в технике макраме и фриволите – интегрированная связь технологии с эстетикой; |
уметь выполнить качественную машинную строчку, изделие в лоскутной технике, уметь вышивать крестиком по рисованному контуру, уметь вязать изделие крючком, на спицах, уметь выполнять аппликации из различных материалов, уметь прикреплять бисер и блестки различными способами, уметь выполнять узлы и узоры в технике макраме и фриволите – интегративная связь технологии с эстетикой; |
4. Конструирование, моделирование и изготовление изделия |
4. Конструирование, моделирование и изготовление изделия |
правила антропометрических измерений, необходимых для построения чертежа фартука, юбки, ночной сорочки, блузки, брюк – интегрированная связь технологии с биологией; |
уметь снимать индивидуальные мерки, необходимые для построения чертежа основы фартука, юбки, ночной сорочки, платья, блузки, брюк – интегративная связь технологии с биологией; |
расчетные формулы, необходимые для построения чертежа основы фартука, ночной сорочки, юбки, блузки, брюк, юбки, ночной сорочки, платья, блузки, брюк, перенос контурных и контрольных линий на ткань – интегративная связь с математикой и черчением; |
уметь рассчитывать формулы и, используя их, построить чертеж основы фартука, юбки, ночной сорочки, платья, блузки, брюк; переносить контурные и контрольные линии на ткань – интегративная связь технологии с математикой, черчением; |
технология подготовки тканей к раскрою – интегративная связь технологии с физикой; |
уметь подготовить ткань к раскрою – интегративная связь технологии с физикой; |
технологическая обработка отдельных деталей и узлов: вытачек, складок, карманов, поясов, застежек, проймы, горловины, рукава и т.д. – интегративная связь технологии с математикой, черчением, эстетикой; |
уметь обрабатывать вытачки, складки, карманы, пояса, рукава, горловины, пройму, низ изделия – интегративная связь технологии с математикой, черчением, эстетикой; |
влажно-тепловая обработка изделий – интегративная связь технологии с физикой. |
влажно-тепловая обработка изделия – интегративная связь технологии с физикой. |
Это интересно:
Определение и простейшие свойства двойного интеграла
Задача об объеме цилиндрического тела Наподобие того, как задача о площади криволинейной трапеции приводит к понятию простого определенного интеграла, аналогичная задача об объеме цилиндрического бруса приводит к новому понятию – двойного (определенного) интеграла. Рассмотрим тело , которое сверху ...
Формирующий этап педагогического эксперимента
Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» был использован на уроке по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска». На стадии вызова, следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняли таблицу «Знаю. Хочу знать. У ...
Экологические последствия загрязнения атмосферы
Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую природную среду различными способами от прямой и немедленной угрозы (смог и др.) до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма. Во многих случаях загрязнение воздушной среды нару ...