Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика обучения учащихся использованию технологических и естественнонаучных умений и навыков в процессе моделирования одежды

Педагогика и воспитание » Методика обучения учащихся использованию технологических и естественнонаучных умений и навыков в процессе моделирования одежды

Современный этап развития общества характерен внедрением новых прогрессивных технологий во все отрасли производства. Он объективно требует изменения содержания образования, усиления технологической подготовки учащихся, их ориентации на активное участие в социальной жизни как производителей материальных ценностей и услуг, гармонично развитых, активных, предприимчивых.

Учебный курс «Технология» как составная часть общего образования вносит свой вклад в достижение педагогической цели, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. «Технология» – это интегративный предмет, синтезирующий научные знания из математики, биологии, физики, химии и раскрывающий сущность и способы их использования в различных направлениях человеческой деятельности. Интегрирующая модель трудовой подготовки дает учащимся достаточно полное представление о технико-технологической стороне окружающего мира и о социально-экономических аспектах трудовой жизни. Она также рассчитана на раскрытие учащимся современных форм взаимодействия человека с технологической средой, возможностью овладения основами общей и технологической культуры. Интегрированное использование эстетических, технологических и естественно научных знаний направлено на усиление личностной ориентации обучения. Это создает условия для включения учащихся в «Технологическое пространство», в мир труда и профессии.

Актуальность проблемы интегрированного обучения в образовательной области «Технология» подчеркивается в научных трудах современных отечественных ученых педагогов. Ей посвящено ряд кандидатский диссертаций. В то же время в практике никем не уделяется внимание интегрированному обучению учащихся различным видам предметно-преобразующей деятельности в образовательной области «Технология». Это объясняется не разработанностью методик по обработке ткани и волокнистых материалов, созданию различных видов одежды в старших классах, неготовностью, как показывают наблюдения, проведенные в процессе педагогической практики, учителю технологии к обеспечению связи трудового обучения с основами наук.

Такое положение в образовательной городской и сельской школе явилось причиной возникновения ряда противоречий социального и педагогического характера. Среди них наиболее острыми являются противоречия: между тенденциями развития интеграционных процессов в сфере образования, требующих формирования личности выпускника школы, владеющего интегративным преобразующим мышлением и отсутствием методик по интегрированному обучению в общеобразовательной области «Технология»; между объективной необходимостью реализации указанного обучения, исходя из интегративной сущности образовательной области «Технология» и недостаточным использованием на занятиях по технологии обработки ткани, изготовлению одежды в старших классах, ее связей с основами естественных и общественных наук.

Вышеизложенные факторы являлись определяющими в нашей квалификационной работе: «Обучение старшеклассников интегрированному использованию технологических, эстетических и естественнонаучных знаний в процессе производства одежды».

Цель исследования:

Выявить, обосновать и разработать содержание форм и методов обучения старшеклассников интегрированному использованному использован технологических и естественнонаучных знаний в процессе производства одежды.

Объект исследования: процесс и результат обучения в образовательной области «Технология».

Предмет исследования: содержание, формы и методы обучения старшеклассников интегрированному использованию технологических и естественнонаучных знаний в процессе производства одежды.

Рабочая гипотеза исследования: Процессе интегрированного обучения старшеклассников технологии изготовления одежды будет протекать успешно, если раскрыть и обосновать его теоретические аспекты, а в проектируемой авторской программе характеризуемого обучения предусмотреть методы оптимизации учебно-воспитательного процесса и познавательной деятельности старшеклассников по интегрированному использованию технологических, эстетических и естественнонаучных знаний в процессе производства одежды.

Задачи исследования:

Раскрыть теоретические основы проблем педагогической интеграции в обучении старшеклассников производству одежды.

Проанализировать программное содержание образовательной области «Технология» и выявить методические возможности изучения в 5 – 11 классах.

Спроектировать модель интегрированного обучения старшеклассников производству одежды с использование технологических, эстетических и естественнонаучных знаний и умений.

Разработать и реализовать содержание, формы и методы обучения старшеклассников интегрированному использованию технологических, эстетических и естественнонаучных знаний в процессе производства одежды.

Раскрыть сущность методического обеспечения процесса обучения интегративному использованию эстетических, технологических и естественнонаучных знаний в процессе производства одежды в старших классах.

Осуществить экспериментальную проверку эффективности обучения интегрированному использованию технологических, эстетических и естественнонаучных знаний в процессе производства одежды в старших классах.

Методологический и теоретической основой исследования является системно-деятельностный подход к развитию личности учащегося, исследования отечественных ученых-дидактов, педагогические теории известных педагогов в области интегрированного обучения.

Для решения поставленных задач нами использованы следующие исследовательские методы: эмпирического уровня, методы наблюдения, экспериментальные.

Эмпирическая база исследования: эксперимент проходил на базе СОШ №17 г. Славянска-на-Кубани. В нем принимали участие 10 «А» класс. Кроме этого была оказана помощь в лице доктора педагогических наук, профессора Заречной Л.П., старшего преподавателя-методиста Лукьяненко А.В., методиста Исаакян О.В., методиста Остапущенко Н.Д., директора СОШ №17 Пановой О.А., заместителя директора по учебной работе Мачневой М.А., учителя технологии Манако Н.Н. Всего в экспериментальной работе участвовало 24 человека.

Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику СОШ №17 авторской программы обучения старшеклассников интегрированному использованию технологических, эстетических и естественнонаучных знаний в процессе производства одежды.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью исходных позиций, использованием вышеперечисленных методов, количественным и качественным анализом фактов; подтверждается обработкой и обсуждением результатов на студенческих научных конференциях в 2002–2003 учебном году.

Положения, выносимые на защиту:

Обучение старшеклассников интегрированному использованию технологических и естественнонаучных знаний в процессе производства одежды осуществляется на основе взаимосвязи, взаимопроникновении, взаимосочетаемости этих знаний. Педагогическая интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрений учащихся. Педагогическое значение интегрированных уроков состоит в овладении совокупными знаниями, которые избавят их от однородности развития. Процесс создания изделия основывается на монистическом единстве технологии, эстетики с естественнонаучными законами.

Спроектированная модель обучения учащихся интегрированному использованию технологических, эстетических и естественнонаучных знаний в процессе изготовления одежды успешно реализуется на основе отбора, разработки содержания форм и методов и дидактических средств обучения. Это обеспечивает успешное проведение экспериментальной работы в СОШ №17, о чем свидетельствует ее результат: прирост качества знаний и умений по интегрированному использованию технологии, эстетики и естественных наук в процессе производства одежды составил 0,7 балла.

обучение старшеклассник одежда производство

Это интересно:

Состояние изучаемой проблемы в теории и практике дошкольного воспитания
В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния обучения детей этого возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей от 4-х до 5-ти лет в овладении родным языком, обучение связной речи ог ...

Профессиональная подготовка по индивидуальным планам
Тематический план № П/П тема Количество часов теория практ. всего 1 Музыкально-теоретические дисциплины Эстрадная музыка XX - XXI века 8 - 8 Вокально-инструментальный ансамбль как базовое современное направление в искусстве 12 - 12 Вопросы музыкальной формы 6 6 12 2 Профессиональная подготовка Исто ...

Учебно-лекционные модули по дисциплине "Социология"
Критерии, с которыми студенты знакомятся на первом занятии: 100 – 80 баллов = "отлично" 79 – 60 баллов = "хорошо" 59 – 40 баллов = "удовлетворительно" 39 – 0 баллов = "неудовлетворительно" За посещение лекции студент получает 0,7 балла, за посещение семинара ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru