Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Сейчас много говорят и пишут о том, что весьма существенный недостаток современной школы - пассивное усвоение знаний: их запоминание и воспроизведение устно или письменно. В преимущественное положение здесь попадает человек с хорошей памятью. Однако уже вуз показывает, что не всякий хороший ученик - хороший студент, поскольку студент должен быть активнее и инициативнее школьника. А затем оказывается, что не всякий хороший студент - хороший инженер или исследователь, ибо здесь нужны иные качества, чем для обучения в вузе. По этой причине школа не всегда правильно ориентирует своего выпускника относительно его возможностей в тех видах деятельности, где нужно высшее образование.
Однако подавляющее большинство оканчивающих среднюю школу в настоящее время начинает свою профессиональную деятельность без получения высшего образования. Как ориентирует школа эту, основную часть своих выпускников?
Здесь имеются существенные различия между сельской и городской общеобразовательной школой.
В селе в последние годы широкое развитие получило движение школьных производственных бригад. В этих бригадах учащиеся приобретают как практические навыки исполнительского труда, так и навыки управления. Школьник может перепробовать несколько профессий, получить представление об общем и особенном в них, об их требованиях к работнику, о том, насколько эти профессии отвечают его собственным склонностям и возможностям. По-видимому, работа в ученических бригадах существенно повышает возможности обоснованного выбора профессии после окончания средней школы.
Впрочем, следует отметить, что сельские подростки традиционно участвовали летом в посильном для них производительном труде, постепенно осваивая весь круг крестьянских работ. Эти традиции живы и сейчас, и там, где школьных производственных бригад нет, сельские школьники обычно весьма активно работают летом в колхозах и совхозах. Вообще у сельской молодежи наблюдается стремление по быстрее "повзрослеть", освоить трудовые роли взрослых людей, и, если это удается, то служит основой повышения само оценки, самоутверждения. Посмотрите, например, как горд и счастлив подросток, которому доверили работу штурвального на зерноуборочном комбайне!
Особенно хорошую трудовую подготовку в школьные годы получают, как уже говорилось, сельские юноши из семей механизаторов. Эта подготовка чрезвычайно важна с точки зрения последующего определения своего трудового пути независимо от того, останется человек в сельском хозяйстве, будет работать на машинах в других отраслях или выберет иную сферу деятельности.
Во многих сельских школах организовано серьезное изучение сельскохозяйственной техники и автомашин. Выпускники школы в ряде случаев подготовлены для практической профессиональной работы механизаторами. Однако право на управление сельскохозяйственными машинами, как и автомашиной, можно получить лишь после исполнения 18 лет. Поскольку большинство оканчивает десятый класс в 17 лет, эта подготовка в некоторой степени обесценивается. Невозможность профессиональной работы сразу после окончания школы "подогревает" миграционные настроения сельских школьников и способствует их уходу в города.
В печати неоднократно ставился вопрос о целесообразности внесения некоторых изменений в трудовое законодательство, разрешающих работу на сельскохозяйственной технике, 16-17-летним. Однако, с другой стороны, современная техника при профессиональной работе на ней, т.е. продолжительном рабочем дне и однообразии трудовых операций, оказывает отрицательное воздействие на молодой организм. Совершенствование сельскохозяйственной техники, приведение ее в большее соответствие с возможностями и потребностями организма механизатора - важное условие успешного вовлечения молодежи в сельскохозяйственный труд. Особенно важно это с точки зрения вовлечения в ряды сельских механизаторов сельских девушек.
Лучшая подготовленность сельской молодежи, оканчивающей среднюю школу, к труду вообще, к физическому труду в особенности, несомненна. Большую роль играет здесь, как говорилось, семья, непосредственное социальное окружение, которые высоко оценивают практические умения и поощряют их приобретение. Влияет весь строй сельской жизни, где без физического труда не обойдешься, если даже не работаешь в общественном хозяйстве; собственные сад, огород, скотина тоже требуют забот, ухода, вырабатывают умение работать и потребность в труде. Наиболее же важно, видимо, с точки зрения будущей - трудовой деятельности то обстоятельство, что сельский ребенок и подросток с малых лет включен в систему "взрослых" интересов и забот. Это вырабатывает определенный душевный настрой, формирует систему ценностей, в которой труд вообще, труд физический в частности, занимает очень видное, основополагающее место.
Это интересно:
Особенности математического мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...
Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с
ЗПР
Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. обучении, стимулирую ...
Особенность “математического” мышления
Под математическим мышлением, как его определяют многие из психологов и математиков (Р. Атаханов, Ж. Пиаже, Д.Ж. Икрамов, А.И. Маркушевич и др.) будем понимать теоретическое мышление на предметном, т.е. математическом материале. Для того, чтобы понять специфику такого рода мышления, изложим взгляды ...