Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Сельский подросток, при нередко меньшей общей развитости, по сравнению с городским, далеко опережает последнего по степени социальной зрелости.
Это весьма существенное преимущество сельской молодежи. Оно сказывается и в выборе профессии, и в ее приобретении, и в последующей трудовой деятельности. И не только там, где не нужно высшего образования. Хорошо известно, что часто выпускники сельских школ, испытывая немалые затруднения при вступительных экзаменах в вуз и на первом курсе института, впоследствии не только "выравниваются", но обнаруживают выдающиеся успехи. Основа этих успехов - трудовое воспитание.
В городе возможности трудового воспитания куда меньше. Тем больше должна быть роль школы. Общеобразовательная школа прошла долгий и извилистый путь проб на пути трудового воспитания школьников. Не так давно еще, в начале 60-х годов, пробовали давать всем школьникам профессиональную подготовку. В одних школах всех учили на столяров и швей, в других - на токарей и продавщиц и т.д. Однако подавляющее большинство выпускников не пошло работать по "школьным" профессиям. При такой постановке дела ни личные интересы, ни склонности, ни требования профессий к тем, кто их выбирает, не учитывались.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" (декабрь 1977 г) указывает на необходимость обеспечить всестороннее улучшение трудового воспитания в общеобразовательной школе, организовать в этих целях эффективное трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся. Особое внимание обращается на развитие школьных мастерских, развертывание сети межшкольных учебно-производственных комбинатов.
Межшкольные учебно-производственные комбинаты, где школьников обучают профессиям, накопили уже известный опыт работы. Однако такой формой подготовки охвачена пока сравнительно небольшая часть городских школьников.
Общеобразовательная школа прилагает немало стараний для профориентации школьников. Она делает это силами учителей и с помощью передовиков производства, руководителей предприятий и учреждений, людей с "интересными" профессиями, представителей профтехобразования и т.д. Однако такая работа сталкивается с большими трудностями.
Учителя, как правило, не знают мира профессий: ни того, что та или иная профессия из себя представляет, ни того, чего она требует от человека, ни того, что она человеку дает. Более или менее реальное представление большинство учителей может дать ученикам только о своей профессии. (что они и делают на протяжении всех лет обучения, даже если не ставят перед собой такой цели) и о небольшом круге профессий, наиболее тесно связанных с теми учебными предметами, которые они ведут в школе.
Разного рода практические работники, привлекаемые школами для бесед с учениками, обычно хорошо знают свои профессии, а отнюдь не мир профессий. Часто это очень увлеченные своим делом люди, которые неизбежно действуют по нехитрому правилу: "каждый кулик свое болото хвалит". Воспитательное значение таких бесед может быть и большим, но к действительной профессиональной ориентации это имеет довольно отдаленное отношение.
Представители системы профессионально-технического образования должны быть в принципе знатоками мира труда. Но перед ними обычно стоит задача укомплектования конкретных профессионально-технических училищ, и именно этой задаче подчинена их ориентационная деятельность.
Кроме того, все перечисленные профориентаторы, кроме учителей, не знают конкретных учащихся. А ведь самая замечательная в абстракции профессия может по той или иной причине не подходить именно вот этому человеку. А сам 15-летний человек может еще и не понимать этого, даже если имеет некоторые представления о профессии.
Да и знание многими учителями своих учеников весьма относительно. Их знают чаще всего по тем "параметрам", которые важны с точки зрения школы: по успеваемости, дисциплинированности, податливости, специфично школьной активности. Между тем с точки зрения будущей профессиональной деятельности могут оказаться более важными совсем иные параметры личности, которые надо специально изучать, а для этого и владеть методикой изучения, и иметь необходимое время. Чтобы школа могла эффективно заниматься профессиональной ориентацией, в ее штатах, очевидно, должны быть специальные люди,, знающие и школьников, и мир профессионального труда. Мир профессий должен быть известен таким людям под углом зрения именно профессиональной ориентации, а школьники должны изучаться ими под углом зрения будущей трудовой деятельности. Видимо, это должна быть специальная профессия.
Что касается профориентационной деятельности самих предприятий и учреждений, то она чаще всего сводится к агитации за собственное предприятие и его профессии. Поэтому нередко на первый план выступают не профессиональные требования, а возможность учиться одновременно с работой, условия для развлечений и отдыха, наличие детских учреждений. Если вы скажете такому "ориентатору": "Вот вы агитируете этих девочек стать ткачихами, а может быть, многим из них больше подошла бы другая профессия, например продавца", - то можете услышать в ответ: "А зачем нам за других стараться, пусть сами о себе думают".
Это интересно:
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатиричная системы счисления
Цель: повторить материал 8-го класса по данным системам счисления, а также рассмотреть материал с другой точки зрения, нежели с точки зрения базового курса информатики. Задачи: – повторить и изучить материал по системам счисления 8-го класса на более высоком уровне. – развитьпрактические навыки реш ...
Проблемы и особенности дисциплины
Фундамент трудовой дисциплины закладывается уже в школьные годы. Ученик должен прочно усвоить правила дисциплины труда и его разновидности - учения, вырабатывать привычку организованного поведения, научиться беречь своё и чужое время, осознавать значение дисциплины, как условия успешного овладения ...
Орфографическая зоркость как орфографическое
умение, ее сущность
Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать орфограммы, то есть умение ставить орфографические задачи. По мнению Львова М.Р., способность обнаруживать орфограммы является важнейшим орфографическим умением. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орф ...