Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общеобразовательная школа и выбор профессии

Педагогика и воспитание » Человек выбирает профессию » Общеобразовательная школа и выбор профессии

Страница 1

Общее образование - фундамент как специального образования, так и в наше время практической деятельности человека в любой отрасли и профессии. Уже поэтому роль общеобразовательной школы в распределении молодежи по видам занятости должна быть весьма значительной. Другой вопрос - насколько реальные достижения школы соответствуют требованиям к ней общества.

В 1978 году сразу после школы в народное хозяйство влилось более полутора миллионов выпускников. Из них 35 процентов пошло в промышленность, 34 - в сельское хозяйство. Около 40 процентов окончивших восьмой класс поступили в профессиональные учебные заведения.

Возможности самостоятельного обоснованного решения вопроса о своем будущем у 15-летнего подростка, как уже говорилось, незначительны. Роль школы в определении его жизненного пути велика. Хотя формально вопрос о том, где продолжать учиться, решают сам ученик и его семья, школа нередко весьма настойчиво рекомендует определенное решение, и между семьей и школой иногда возникают разногласия.

Каковы критерии, по которым относят учеником к тому или иному потоку?

Глинным объективным критерием для школы, как правило, выступает успеваемость ученика. Наиболее успевающих желают оставить в девятом и классе, успевающих слабее - направить в ПТУ. В основе такого подхода лежат интересы самой. Но насколько и всегда ли оправдан такой с точки зрения интересов всего общества, с одной стороны, самих учащихся и их семей, с другой?

Рекомендуя учащимся после окончания восьмого класса поступить в среднее специальное учебное заведение или ПТУ, школа для суждения том, кто больше подходит к роли токаря или слесаря, портного или, скажем, сборщика часов, объективных показателей обычно не имеет. А ведь в этом случае ученик обязан выбрать конкретную профессию, о которой он, как правило, ничего не знает. Не здесь ли причина того, что нередко молодые люди попадают на совершенно не подходящие им рабочие места? Что, например, на рабочем месте, требующем глубокой и продолжительной сосредоточенности, оказывается очень общительный человек с подвижной нервной системой, а человек замкнутый - на месте, где он должен весь рабочий день общаться с постоянно меняющимися и очень разными клиентами? В первом случае страдает сам работник, во втором - и сам он, и те, кого он обслуживает, и во всех случаях страдает дело.

Специальных испытаний для поступающих в техникумы и профтехучилища нет. Разве кого не примут по медицинским показаниям - например, дальтоника на работу, связанную с движением транспорта. Большое количество ошибок при таком распределении учащихся по учебным заведениям и профессиям на глазок, на основе здравого смысла - неизбежно. Это одна из основ массовой перемены профессий позднее, когда подростки приобретут опыт и получат возможность действительно самостоятельно решать вопросы своей профессиональной карьеры.

Обратимся к тем, кто кончает среднюю школу.

Хотя обстоятельства коренным образом изменились, общеобразовательная школа по-прежнему в значительной степени ориентируется на "производство" будущих студентов. Посмотрим, хорошо ли она выполняет эту важную, хотя и не единственную функцию.

Критерии для суждений об этом должны избираться, видимо, вне самой школы. Баллы школьных аттестатов - вещь довольно относительная. О массовых познаниях, скажем, в физике и математике судить весьма трудно. Представляется, что лучший "оселок" уровня школьной образованности - иностранные языки. Многие ли даже золотые медалисты могут читать иностранную литературу? Многие ли свободно говорят на иностранном языке? Не приходится ли студентам тратить массу драгоценного времени для сдачи "тысяч" и обучения элементарному чтению специальной литературы со словарем?

О недостатках школьной подготовки с точки зрения поступления в высшие учебные заведения говорят итоги вступительных экзаменов и широкое распространение разного рода подготовительных курсов.

Значительная доля выпускников средних школ не выдерживает вступительных экзаменов (не конкурса, а экзаменов, т.е. получает неудовлетворительные отметки), даже те, у кого в школьных аттестатах пятерки и четверки. На курсах по подготовке в вузы занимаются не только те, кто окончил общеобразовательную школу давно и основательно подзабыл школьную науку, но и нынешние десятиклассники, которые совмещают занятия в школе и на курсах. .

Во всех этих случаях пытаются устранить недостатки школьной подготовки именно с точки зрения требований вуза. Хотя нынешний порядок конкурсных вступительных экзаменов нередко подвергается критике и предлагаются разные меры его совершенствования, несомненно, что эти приемные экзамены свидетельствуют о недостатках школьной подготовки именно будущих студентов.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Методика развития связной речи у детей седьмого года жизни
Данная методика рассчитана на учебный год. Обучение проводится в подготовительной группе детского сада № 176 г. Ярославля. Обучение строится с учетом методик развития связной речи, разработанных В.В. Коноваленко, О.С. Гомзяк, так как ведущим принципом системы работы по развитию связной речи они счи ...

Освоение звукового строя языка
Развитие речи - как необходимость социальной коммуникабельности хорошо прослеживается и изучено в наблюдениях за развитием детей. В освоении детьми звукового строя языка исключительное значение имеет развитие речедвигательной сферы, т.е. согласованной работы двигательных центров речи в коре больших ...

Комплекс занятий по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
После проведенного нами диагностического исследования в экспериментальной группе, были намечены основные цели коррекционно-педагогической работы по развитию грамматического строя речи. Целями являлись: 1) научить образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные 2) научить образовывать ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru