Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Информационная компетенция включает знание необходимых языков, способов работы с информацией как на бумажных носителях, так и на электронных, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь четко излагать биологический материал, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:
интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи.
перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее.
проводить информационно-смысловой анализ текста.
формулировать аргументированные выводы.
использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.
структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях.
Смысл проектирования обучения биологии с ориентацией на компетенции в обобщенном виде представляем в следующих суждениях:
1) формулирование задач темы раздела школьной биологии в виде ожидаемых результатов (компетенций) как способов деятельности обучаемых на основе анализа содержания определенного варианта программы, соответствующего учебника и методических пособий;
2) выражение компетенций и структурирование соответствующего учебного материала к конкретной теме урока;
3) определение интеллектуальных и практических способов действия учащихся для успешного усвоения учебного материала;
4) отбор эффективных педагогических средств формирования компетенций;
5) организация и проведение рефлексии деятельности учащихся по усвоению определенных компетенций на каждом уроке.
В нашем исследовании считаем, что это в полной мере относится и к обучению учащихся в рамках раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Именно этой схемы мы придерживались при организации и реализации педагогического эксперимента по формированию информационной компетенции у старшеклассников основной школы.
На основе анализа современной методической литературы, современных нормативных документов государственного значения, касающихся развития сферы российского образования нами выяснено, что формирование информационной компетенции у учащихся имеет важное значение. Оно связывается с социальными, технологическими и, особенно, экономическими преобразованиями уклада жизнедеятельности будущего постиндустриального общества.
В процессе биологической подготовки школьников формирование информационных компетенций имеет большое значение. Так как при помощи реальных объектов окружающей действительности и современных информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данный вид компетенции обеспечивает навыки деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете, равно как и в окружающем мире.
В нашем исследовании мы принимаем следующее определение информационной компетенции – это готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе проявляющаяся в интерпретации, систематизации, критической оценке и анализе полученной информации с позиции решаемой задачи, в формулировании аргументированных выводов, использовании полученной информации для планирования и реализации своей деятельности, структурировании информации и ее представлении в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Это интересно:
Использование метода проектов при обучении информатики в начальной школе
Таким образом, раскрыв содержание понятий: "метод проектов", " проект" и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала. Для практического ...
Содержание компьютерного обучения русскому языку
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании: использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; использование компьютерной техники в кач ...
Общение в педагогическом взаимодействии
Взаимодействие является одной из сторон общения (интерактивной). Интерактивная сторона общения, или собственно взаимодействие: от лат. inter (между) + actio (действие) в педагогике, психологии и социологии рассматривается как совместная деятельность, которая представляет собой организованную систем ...