Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
3 группа заданий с использованием элементов воображения рассчитана на использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации.
4 группа заданий носила творческий характер с использованием элементов воображения.
Помимо указанных заданий, были включены несколько вопросов на определение учебного предмета, которому дети отдают предпочтение, осведомленности учеников в новейших достижениях науки, касающихся круга чтения за последнее полугодие, и деятельности в свободное время.
Лист бумаги с заданиями и вопросами по определенному предмету вкладывался в конверт с соответствующей надписью: «Математика» «Русский язык» и т. д.
Перед испытуемыми выкладывались конверты по всем предметам и давалась инструкция: «В конвертах, которые ты видишь, имеются задания по различным предметам (названия предметов написаны на конвертах). Ты можешь выбрать из всех конвертов любой, какой хочешь. Задания, вложенные в конверт, ты можешь выполнять тоже не все, а какие захочешь. Свою работу ты можешь закончить в любое время. Отметки за ответы ставиться не будут. Другой конверт, если ты захочешь, можешь взять лишь после того, как поработаешь над тем, который взял первым». В ходе эксперимента фиксировались:
а) характер выбора конверта: нацеленный - случайный, решительный - неуверенный, быстрый — с промедлениями, с ясной мотивацией — с борьбой мотивов. В конце эксперимента ставился вопрос «Почему ты выбрал конверт по этому предмету?»;
б) выбор заданий: репродуктивных, поисковых, требующих активного оперирования знаниями, творческих либо всех 4 групп;
в) характер деятельности: напряженный — с отвлечениями, логичный - алогичный, системный - хаотичный, интенсивный - вялый;
г) эмоциональный фон деятельности: ярко выраженный - сглаженный, радостный - равнодушный, увлеченный - индифферентный, спокойный - нервозный, уверенный - неуверенный;
д) поведение при затруднениях: раздумье - растерянность, наличие ряда дополнительных проб-действий - прекращение действия, доведение дела до положительного результата - незавершенность выполнения ряда заданий, мыслительная активность - мыслительная пассивность;
е) ответы на дополнительные вопросы: круг чтения по избранной области знаний, занятия в свободное время, участие во внеклассной и внешкольной работе в избранном направлении, осведомленность в современных научных поисках и достижениях;
ж) стремление взять еще конверт, ход работы над заданиями 2-й группы.
Проведение методики позволило выявить группы учащихся с различным характером познавательного отношения к изучаемому предмету: с отсутствием интереса к предмету, с аморфными интересами, с широкими интересами; со стержневым интересом к предмету «Математика». Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Характер познавательного интереса у учащихся на констатирующем этапе
Интересы учащихся |
Количество учащихся |
Число учащихся, выраженное в % |
Отсутствие интереса к математике |
1 |
7% |
Аморфные интересы |
5 |
36% |
Широкие интересы, одним из которых является интерес к математике |
7 |
50% |
Стержневой интерес к математике |
1 |
7% |
Отсутствие интереса к математике в процессе проведения диагностики проявил 1 человек (7%), выбрав конверт по другому предмету, указав, что этот предмет для него интересен, что и явилось причиной выбора.
Учащихся с аморфными интересами около половины класса - 5 человек (36 %). Они долго и нерешительно выбирали конверт, не обнаруживали интерес к заданиям, не затрудняли себя ни размышлениями, ни самостоятельным поиском ответов на вопросы.
Это интересно:
Подбор упражнений, составление комплексов
В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влия ...
Условия, способствующие развитию познавательной активности
Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста м ...
Понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежал ...