Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Воспитанию положительной мотивации учения способствует использование следующих приёмов: занимательность изложения, познавательные игры, эмоциональность речи учителя, анализ жизненных ситуаций, чередование различных видов деятельности, чередование мотивов и эмоций (удовлетворённость и неудовлетворённость).
Таким образом, в теоретической части нашего исследования мы рассмотрели основные категории, необходимые при изучении данной проблемы. Мы определили такие понятия, как: мотив, мотивация, учебно-познавательная мотивация, мотивационная сфера человека, потребность, деятельность, учебная деятельность, стиль общения учителя, оценочная деятельность учителя. В качестве определения понятия "мотив" мы принимаем точку зрения Л.И. Божович, по которой мотивом может выступать предмет внешнего мира, идея, чувство. Обобщая определения мотивации, мы делаем вывод, что мотивацию можно рассматривать:
1) как целенаправленное побуждение,
2) как процесс побуждения, реализации в действии и в поведении потребности, влечения, эмоции, инстинкта,
3) как внутреннюю причину действия и поведения человека. Механизмами развития мотивации являются: психологический механизм подражания (подражание-повторение и собственно мотивационное подражание), механизмы "снизу вверх" и "сверху вниз". Механизмом становления мотивации на каждом возрастном этапе является изменение объективных условий жизни ребёнка и его отношения с окружающими. Система мотивации включает в себя два типа механизмов: врожденный (биологический) тип и приобретённый (социальный) тип. Все побуждения деятельности можно свести к четырём мотивационным факторам:
Удовольствие от процесса деятельности.
Прямой конечный результат деятельности.
Вознаграждение за деятельность.
Избежание страха наказания.
Мы определили, что для формирования высокой учебно-познавательной мотивации необходимо развить внутренние мотивы учения; для организации личностно-ориентированного подхода к оценочной деятельности необходимо знать стиль общения учителя с учащимися, ведущий вид деятельности учащихся, их индивидуальную реакцию на успех или неуспех.
Анализ рассмотренных систем оценивания в историческом аспекте показал, что наиболее рациональным способом оценивания является безотметочное обучение, построенное на личностно-ориентированном подходе к учащимся.
Интервью проводилось индивидуально с каждым учащимся. Учащимся предлагалось 9 высказываний относительно школьного и свободного времени, с каждым из которых надо было согласиться или не согласиться. Утверждения имеют систему ответов "да - нет" ("да" - это верно, "нет" - это не так"). Ответ на каждое высказывание изображается цветом: синим или красным. Если высказывание верно, то изображается точка красного цвета, если не верно, то - синего цвета. Обязательное условие проведения анкетирования - анонимность. Детям предлагались следующие высказывания:
Я хожу в школу с удовольствием (да/нет)
Я люблю узнавать что-то новое (да/нет)
Мне нравится больше играть, чем учиться (да/нет)
Я люблю справляться с трудностями (да/нет)
В свободное время я люблю читать или рисовать или рассматривать книги (да/нет)
Мне нравится в школе, когда мы гуляем, а не когда мы учимся (да/нет)
Я хожу в школу, чтобы стать самостоятельным взрослым человеком (да/нет)
На уроке мне интересно разговаривать со своим соседом (да/нет)
Мне интересно слушать ответы своих одноклассников (да/нет)
Подсчитывалось количество положительных и отрицательных ответов. Подсчёт баллов проводился по таблице 1.
Таблица 1
Ключ к ответам интервьюирования.
Ответы |
№ вопросов, баллы |
Общее кол-во баллов | ||||||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. | ||
Да |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
6 |
Нет |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
Итого (мах кол-во): |
9 |
Это интересно:
Основы юридических отношений между родителями и детьми
В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между родителями и детьми. Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми (например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. ...
Роль геометрического материала в формировании и пространственного
мышления младших школьников
Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности младших школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании, конструировании и лепке. Особо важная роль в формировании пространственного мышления принадлежит математике, котора ...
Технология знаково-контекстного обучения
Исходя из тщательного анализа процесса подготовки специалиста в учебном заведении (колледж, университет), ученый, доктор психологических наук А.А. Вербицкий предложил технологию обучения, назвав ее знаково-контекстной, которая, по его убеждению, может "снять" так называемые "проблемн ...