Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Задания на формирование умения делать обобщения, выводы.
Речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно высокий уровень сформированности навыков и умений, с выполнением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза. Ученик должен самостоятельно изучить связь и между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
В качестве домашнего задания такого вида учащимся можно предложить написать математическое сочинение. Некоторые учителя каждому ученику своего класса предлагают выполнить за две-три четверти сочинение по математическую тему. В других школах математические сочинения пишут только члены кружка, причем лучшие сочинения помещаются в математическом журнале кружка. К сожалению, нередко выполнение такой работы сводится к тому, что ученик списывает из рекомендованной ему книги тот текст, который касается темы его сочинения. Это объясняется часто тем, что ученику предлагается тема без всяких дополнительных разъяснений, рекомендуется только один источник и тому подобное.
Наиболее интересными и ценными являются те сочинения, при составлении которых ученик обязан проявить умение выполнять некоторые исследования, подмечать свойства тех или иных фигур, самостоятельно доказывать какие-либо математические предположения, хотя бы несложные. Обширные возможности в этом направлении дают задачи на построение, задачи на решение и исследование систем уравнений с буквенными коэффициентами и другие.
Заслуживают внимания темы, рассчитанные на то, что учащийся самостоятельно откроет или докажет давно известные факты (известные другим, но не учащимся), например, "Теорема Птолемея".
Учителю нужно не только продумать список литературы, который он собирается предложить учащемуся, но и наметить последовательность, в которой эти пособия будут указаны ученику. Если в литературе имеется полное изложение рассмотренной темы, то, порекомендовав ученику сразу всю литературу, учитель только ограничивает его творческие возможности.
Некоторые темы следует давать без списка литературы, давая ученику лишь первые необходимые указания. Так, например, предлагая тему "Теорема Птолемея", нужно дать формулировку теоремы и кое-какие указания относительно её доказательства. Доказательство даст сам ученик.
В течении работы учащегося над сочинением учителю нужно обсудить с этим учеником уже выполненную часть работы и в случае необходимости дать ему указания, как проводить работу дальше.
Учителю, во всяком случае, нужно себе представить план работы, прежде чем предполагать эту работу учащемуся.
Для сочинений по математике учащимся можно предложить, например, следующие темы: "Теорема Стюарта и её приложения", "Построение четырехугольника по трем сторонам и двум углам (с полным исследованием)", "Математические задачи шахматной доски (обход шахматной доски различными фигурами)" и так далее.
Очень интересны сочинения, посвященные изучению отдельных преобразований. Это могут быть классические преобразования (различные виды движений, гомотетия, инверсия).
Задания, обеспечивающие контроль знаний учащихся.
Это интересно:
Агрессивность старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствую ...
Лекционно-семинарская система обучения географии в школе
Лекционно-семинарскую систему обучения географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах. Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников нужн ...
Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших
дошкольников о здоровом образе жизни
С целью определения уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступило дошкольное образовательное учреждение №16 г. Саранска. В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего ...