Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Педагогические отряды создавались на временной и постоянной основе для организации и проведения детских лагерей и смен в каникулы, а также внешкольной работы с детьми по месту жительства. Ежегодные слеты педотрядов были не только формой общения, но и обмена опытом.
Первоначально движение активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД). Считается, что собственная история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина МГПИ и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов. Инициатором и основателем коммунарского движения стал ленинградский учёный и педагог-новатор И.П. Иванов.
Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров". Изучение "предшественников" позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно превратились в "коммунарскую методику". Коммунарская методика — так стали называть журналисты те приёмы организации, которые видели в Коммуне.
Первым отличительным признаком коммунарства был культ самоуправления. И в этом смысле опять-таки можно говорить о преемственности от довоенной волны. В основу коммунарской методики был положен принцип 3-х “сами”: сами планируем дело, сами его проводим и сами его обсуждаем. Последнее было весьма важно, так как рефлексия в коммунарской методике всегда занимала очень важное место. Был разработан, а, точнее, возрожден с макаренковских времен, но на новой деятельностной почве ряд важнейших институтов и понятий самоуправления: СД (Совет дела), дежкомы и т.д.
Коммунарская методика зажгла многих активных работников “Орленка” и с тех пор он стал транслятором коммунарства. Педагоги-коммунары, работавшие в “Орленке” (наиболее известными из них были Матвеев и Газман), собирали туда активистов школьных пионерских организаций и проводили с ними серии дел по коммунарской методике. Загоревшиеся ребята возвращались в школы и пытались организовывать там нечто подобное. Так коммунарская система работы начала распространяться на школьную внеклассную жизнь.
Но, к сожалению, многие коммунары поначалу не смогли сохранить преемственность в смысле ориентированности на общественно-педагогические движения. Первые коммунары были преимущественно ориентированы на Коллективную творческую Деятельность (КТД), и, как следствие, возник синдром “розовых очков”. Ребятам, прошедшим через такие отряды, впоследствии бывало весьма тяжело адаптироваться к окружающей жизни, которая отличалась от внутриотрядных отношений, как нетрудно догадаться, очень сильно. Многие ломались и проклинали потом все, что было в отряде.
На следующей фазе «коммунарского движения» — в 70-е годы, когда в стране закончилась «оттепель» и начался застой, когда в движении юных коммунаров начался серьёзный кризис и инициативу перехватили педагогические отряды, объединившиеся в «Коммунарское макаренковское содружество» — КМС, интерес к наследию А.С. Макаренко стал возрастать. В опыте педагогических отрядов 70-х годов элементы из опыта Макаренко были практически те же, что и в объединениях юных коммунаров 60-х. Но если юные коммунары любили говорить, что «в коммуне никого не воспитывают, в коммуне живут», то в движении педотрядов уже само название указывало на педагогическую предназначенность формирования и открытую педагогическую позицию взрослых.
Для обмена опытом, обучения создавались лагеря комсомольского актива и авторские лагеря.
Лагеря актива в тот момент стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическими лабораториями, сохранявшими коллективно-творческую деятельность в качестве социально-педагогического инструмента. Своеобразие периода создания авторских лагерей состоит в том, что в этом явлении переплелось социально-педагогическое с общественно-педагогическим. Ведь, с одной стороны, лагеря актива создавали комсомольские органы, с другой, в них в полной мере отражалась педагогическая самодеятельность преподавателей и сотрудников пединститутов, студентов, общественности. Творчество педагогов-общественников так ярко разворачивалось в условиях временного летнего объединения. Здесь возможно развернуть достаточно «плотно контролируемое» пространство – воспитывающую среду.
Это интересно:
Сущность понятия пространственного мышления
Проблема формирования пространственного мышления школьников не нова для методики обучения математики, а об актуальности её говорится и пишется уже не одно столетие. Но анализ психолого-педагогической литературы показывает, что со времен Ф. Клейна (1849-1925 гг.) мало, что изменилось в решении этой ...
Понятие учебной программы как одного из компонентов эскизной модели
педагогической системы
У ч е б н а я п р о г р а м м а - это документ. в котором в соответствии с требованиями к личности будущего специалиста определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Приведенное определение понятия “ учебная программа “ соответствует сложившему ...
Технология индивидуального обучения и Педагогика сотрудничества
В последнее время споры о Педагогике сотрудничества приутихли. Все вроде бы за. Да и слова “Педагогика сотрудничества” стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по разному, и зачастую в совсем противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале. Думается, что вопро ...