Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Возраст человека представляет собой важное условие, определяющее многие особенности того, как этот человек учится. Ученики 5–6 классов – это дети 11-12 лет. Это период когда заканчивается младший школьный возраст и наступает подростковый. В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований. Л. И. Божович отмечал, что именно это определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.
Но самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, подчеркивает Л. И. Божович, состоит в той роли, которую выполняет в этот период коллектив учащихся.
Организуя работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение.
Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Это стремление влияет на отношение подростка к обучению, с помощью достижений в учебе он может самоутвердиться.
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности, как и во всех остальных, проявляются психологические особенности развития подростков и оказывают на нее влияние. Нужно уметь пользоваться этими особенностями для достижения лучших результатов в обучении.
В подростковом возрасте начинает ярко проявляться самостоятельность. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Самостоятельность необходима при исследовательской деятельности, поэтому целесообразно именно в этом возрасте начинать включать исследовательскую деятельность в процесс обучения. Ребенок сможет проявить себя, почувствовать свою значимость. А если исследовательская деятельность будет проводиться в группах, то тем самым можно положительно влиять и на самооценку подростка, так как особую роль для него играет мнение окружающих и важность его действий для окружающих.
По мнению М.В. Матюхиной большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — важная задача педагога.
Задача педагога постепенно вводить элементы различных форм учебной деятельности, новых для подростков, тем самым еще больше развивая интерес к предмету. Это касается и исследовательской деятельности. Младшие школьники не в состоянии производить исследования и делать выводы в силу своих психологических особенностей и маленького опыта в обучении. В младшей школе для поддержания осмысленных учебных действий необходима регуляция действий школьника со стороны учителя. В средней школе ученик в большей мере приобретает способность к самостоятельной регуляции действий. Г.Клаус считал, что происходит постепенное расширение пространства его действий, планов, принятия решений. Ребенок научается выполнять задания, ставить цели, искать нужную ему информацию, взаимодействовать с другими людьми, решать задачи и преодолевать трудности.
Подростки уже окончили начальную школу, овладели некоторыми видами деятельности и испытывают потребность в новых знаниях, умениях и навыках. И задачей учителя является постепенное знакомство с разными видами деятельности, еще не знакомыми подросткам.
М.В. Матюхина считает, что подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.
Это интересно:
Недостатки произношения свистящих звуков у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием
Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих и шипящих звуков С, З, Ц и Ш, Ж, Ч, Щ. Сигматизм – один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. В работах отечественных специалистов наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонематического сигматизма, ...
Формирование светской парадигмы образования
Приведенные здесь описания формирования образования касается западноевропейского мира, так как на востоке образование имеет другую традицию. Нужно сказать, что характеристики светского образования в Новое время отличаются от современного. Новая социокультурные условия периода Возрождения породили г ...
Родительская семья и выбор профессии
В антагонистических общественных формациях судьба детей определяется главным образом социальным положением родителей. Хотя во всех развитых капиталистических странах существует заметная социальная мобильность, т.е. переход из одних социальных слоев в другие, размеры продвижения "вверх" об ...