Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы.
Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу делятся на:
Догматические, репродуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Развивающее обучение
Проблемные, поисковые
Программированное обучение
Диалогические
Творческие
Саморазвивающее обучение
Информационные (компьютерные)
Игровые.
Исходя из выше приведенной классификации игровые технологии являясь составляющей педагогических технологий, можно определить как включение достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [53]
Концепция игровых технологий Г.К. Селевко основывается на следующих положениях: психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Д.Н.Узнадзе считает, что игра- форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего личности. Л.С.Выготский говорил об игре как средстве усвоения социальных установок. “Игра – это иллюзорная реализация нереализуемых интересов”- говорил А.Н.Леонтьев, подразумевая под этой фразой свободу личности в воображении. В свою очередь С.Л. Рубинштейн считал игру школой жизни и практикой развития детей. Интересна его мысль о том, что способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным является предметная деятельность к играм, отражающим отношения между детьми и, наконец, к играм, в которых главным выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
Для того чтобы понять конкретный смысл и примерное содержание игровых технологий, необходимо ознакомиться с параметрами. В таблице 2 приведена классификация параметров игровой технологии и их примерное содержание. Для построения урока с включением игровой технологии на наш взгляд необходимо обратить внимание на такие параметры как ведущие факторы развития, преобладающие методы, организационные формы и преобладающие средства.
Таблица 2
Классификационные параметры игровых технологий
Параметр |
Содержание |
Уровень и характер применения |
все уровни |
Философская основа: |
приспосабливающаяся |
Методологический подход: |
индивидуальный, групповой, личностно ориентированный |
Ведущие факторы развития: |
Психогенные |
Научная концепция освоения опыта: |
ассоциативно-рефлекторная + результат + суггестия |
Характер содержания: |
все виды + проникающий |
Вид социально-педагогической деятельности: |
обучающая, воспитательная, развивающая |
Тип управления учебно-воспитательным процессом: |
все виды от схемы консультаций до программного |
Преобладающие методы: |
развивающие, поисковые, творческие |
Организационные формы: |
все формы |
Преобладающие средства: |
практические + наглядные + программированные |
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: |
свободное воспитание |
Направление модернизации: |
Активизация |
Категория объектов: |
массовая, все категории |
Это интересно:
Изучение перспективного и календарного планов работы группы
В процессе изучения перспективного плана отметила, структуру написания в табличной форме, обозначены цель, задачи, формы, работы, разработано примерное содержание и сроки реализации поставленных целей и задач плана, в различных видах деятельности в игровой, учебной, и т.д. Учтены основные направлен ...
Гимназии
В 1975 году существовавшие до того различные типы школ, дававшие теоретическое или профессиональное образование, были преобразованы в единую гимназию. Закон о школе обязывает муниципальные власти обеспечить возможность обучения в гимназии всем жителям округа в возрасте до 20 лет. Подавляющее больши ...
Специфика учебного предмета «География»
Работа ученых и методистов над созданием школьного предмета «география» продолжается многие годы. Особенно актуальна она в настоящее время. Революционные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, реконструкция экономики и управления требуют перестройки системы образования. Сущест ...