Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников

Педагогика и воспитание » Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников

Творческая деятельность человека определяет его ценность. Сегодня в обществе востребованы люди, творчески мыслящие, которые могут нестандартно подойти к решению любой проблемы, поэтому вопрос о природе творческих способностей у детей достаточно актуален.

Учитывая вышесказанное, и придерживаясь мнения ученых психологов Теплова Б.М., Венгера Л.А и Евдокимовой Л.Н., в своей работе мы рассматриваем творческие способности как особенности отражения ребенком окружающей действительности с позиции гибкости, беглости и оригинальности.

Именно в изобразительной деятельности, по мнению ученых И.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, творческие способности детей проявляются наиболее ярко. При этом у некоторых детей больше развиты живописные способности – проявляемые в характере использования цветовой гаммы, тогда как другие более способны к построению композиции, соединяя реальный опыт с фантазией, третья группа детей имеет склонность к абстракции.

Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике свидетельствует о том, что проведение стандартных занятий по изобразительному искусству в первом классе не является эффективным средством развития творческих способностей детей. Изучение работ Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, Б.М. Неменского и С.А.Шмакова и др. позволило нам сделать вывод о том, что игровая деятельность для детей 7-8 лет не теряет своей актуальности. В пользу этого указывает тот факт, что первоклассники более качественно запоминают учебный материал, проявляют познавательную активность и заинтересованность тогда, когда учитель использует в уроке игровые методы и приемы. Исходя из этого, особый интерес приобретает включение игровой технологии на занятиях по изобразительному искусству с целью развития творческих способностей учащихся.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что включение игровой технологии на уроках изобразительного искусства в 1 классе будет положительно влиять на развитие творческих способностей у учащихся.

Объект исследования: развитие творческих способностей.

Предмет исследования: игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся первого класса.

Гипотеза: игровая технология на уроках изобразительного искусства будет положительно влиять на развитие творческих способностей у первоклассников, если учитель будет:

регулярно использовать ее на этапах объяснения нового материала и самостоятельной работы;

предлагать задания на развитие гибкости, беглости и оригинальности.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть содержание основных понятий.

Раскрыть особенности развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста.

Раскрыть сущность игровой технологии, ее структуру и особенности.

Проанализировать особенности включения игровой технологии в уроки изобразительного искусства в начальной школе.

Разработать серию уроков изобразительного искусства для 1 класса с использованием игровой технологии и опытно-экспериментальным путем апробировать на практике.

Составить методические рекомендации по использованию игровой технологии с целью развития творческих способностей на занятиях изобразительного искусства в 1 классе.

Методологическая основа: концепция творческих способностей Б.М.Теплова; теоретические положения Л.С. Выготского об игре и ее роли в психическом развитии ребенка; теоретические положения С.А.Шмакова о детской игре как феномене культуры; теория игровых технологий, разработанная Г.К. Селевко;

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработана и апробирована серия уроков изобразительного искусства для первого класса и составлены методические рекомендации по включению игровой технологии на занятиях изобразительного искусства, которые могут быть использованы учителями и студентами, проходящими практику.

Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы

Эмпирические: субтест “Слова”; субтест “Эскизы” (диагностика творческих способностей Торренса, модифицированная Туник Е.Е.); методика “Вербальная фантазия” автор Немов Р.С.

Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №10 города Абакана”, класс 1 “Б” в количестве 33 человек.

Это интересно:

Содержание внеклассной работы
Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами. Так, например, при изучении в 6 классе признаков делимости натуральных чисел ...

Игровая технология на занятиях по изобразительному искусству
Главной задачей учителя изобразительного искусства является привитие любви и интереса к искусству, к процессу творческого созидания, следствием чего является максимальное развитие творческих способностей учащихся. Для решения данной задачи можно использовать методы развивающего обучения. На наш взг ...

Необходимость обобщающего повторения
Одним из основных дидактических принципов обучения является принцип систематичности и последовательности. Учебник, по которому ведется преподавание, предлагает учителю определенную систему учебного материала. Но преподавание по определенной системе вовсе не гарантирует ее усвоения. Наблюдение за де ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru