Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
– методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой), направленная на выявление иерархии познавательных и социальных мотивов учения;
– методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой), предполагающая исследование предпочтений учащихся в выборе учебных предметов;
– тест-опросник Н.В. Елфимовой, направленный на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников: отношение школьника к учению, отношение школьника к конкретным предметам, виды личностно значимой деятельности школьника, личностно значимые для школьника субъекты, внутренних и внешних мотивов учебной деятельности.
В исследовании приняли участие учащиеся общеобразовательной школы 1–4 классов г. Москвы. Объем выборки – 93 человека, из которых 23 ученика 1 класса, 21 ученик второго класса, 25 учеников третьего класса, 24 ученика 4 класса обоего пола в возрасте от 6 до 10 лет.
В результате исследования было обнаружено, что подавляющее число первоклассников положительно относятся к процессу обучения. Но к 4 классу это число значительно уменьшается. Со второго класса появляется отрицательное отношение к учебе, к школе. Это число растет, также и увеличивается процент детей, нейтрально относящихся к процессу обучения в школе.
Удалось выяснить, что у 72,2% опрошенных первоклассников преобладают социальные мотивы. Во втором, в третьем и четвертом классах преобладают познавательные мотивы (80% – во втором классе, 86,4% – в третьем классе, 88% – в четвертом классе).
По результатам диагностики можно утверждать, что в процессе обучения внешние положительные мотивы переходят во внутренние мотивы. Так в первом классе лишь 16,7% учащихся обладали внутренними мотивами к обучению. К 4 классу число таких детей увеличилось многократно до 76%.
В то же время сократился показатель внешних мотивов (с 77,8% в первом классе до 12% в четвертом классе). Также следует отметить о большом влиянии внешних мотивов на первом году обучении. Из них положительными были 50%, а отрицательными – 27,8%. Число внешних отрицательных мотивов к концу обучения в младшей школе сошло до нуля. Число внешних положительных мотивов сократилось до 12%.
Таким образом, в результате исследования было доказано, что к концу обучения в начальной школе мотивы учебной деятельности младших школьников изменяются следующим образом:
– внешние мотивы становятся внутренними;
– доминирующие мотивы в обучении – положительные.
Но также было выявлено наличие детей из «группы риска». Это те дети, чей уровень мотивации в младшей школе в процессе обучения не увеличивается. Также у детей из этой группы снижается уровень интереса и эмоциональной реакции на эффективность собственного обучения. Это может привести к снижению успеваемости, неразвитости внутренней мотивации вследствие отсутствия сознательного отношения к процессу учения, опять же из-за низкого уровня интереса к нему.
Все это приводит к необходимости полноценной работы с детьми по повышению и поддержанию на высоком уровне мотивации к учению. В качестве ключевых, нами были выделены следующие особенности подобной работы:
– Необходимость развития целеустремленности ученика;
– Необходимость увеличения эмоциональной привлекательности урока;
– Включение в работу учителя нестандартных форм подачи материала, ведения урока приведет к повышению уровня интереса к занятиям;
– Необходимость использования в работе учителя межпредметных связей – системы отношений изучаемой тематики с темами из других предметных областей, изученных учеником и еще не изученных для формирования понимания ценности изучаемого и связи изученного с вновь изучаемым;
– Необходимость использования учителем игровых форм занятий как опоры для выстраивания новой ведущей деятельности – учебной на основе уже сформированной – игровой;
– Постоянная необходимость мониторинга учебной активности ребенка, реакция на ее снижение;
– Совместная профессиональная деятельность по коррекции и профилактики низкого уровня учебной мотивации педагога с психологом.
Это интересно:
Анализ результативности работы учителя по использованию средств массовой
информации в процессе воспитания
Для выявления результативности проведенной работы по формированию любознательности, организованности, положительного отношения к искусству мы проводили анкетирование учащихся и родителей. Целью анкетирования является выявление наиболее интересных средств массовой информации. Какие фильмы, мультфиль ...
Психолого-педагогические и методические аспекты формирования понятийного
аппарата школьников
Вопрос о развитии научных понятий в школьном курсе, прежде всего практический вопрос, с точки зрения задач, стоящих перед школой в связи с обучением ребенка системе научных знаний. Не менее велико и теоретическое значение вопроса, поскольку исследование развития научных, т.е. подлинных, несомненных ...
Система занятий по психологии с детьми младшего школьного
возраста
Детский практический психолог, работая в школе, имеет дело с детьми разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст в динамике помочь переходу с одной ступени на другую более выгодную – одна из задач школьного психолога. Многогранное интеллектуаль ...