Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
– Прием «Прогнозирование». Этот прием включает школьника в ход урока. Ему дается возможность через нестандартное начало занятия угадать, какова его тема тем самым уже начав само занятие.
– Игровые ситуации и игры. Младший школьный возраст идет сразу за дошкольным, в котором ведущей деятельностью является игровая. Поэтому игра – наиболее знакомая и комфортная форма деятельности для младшего школьника. Проведение занятия или его части в игровой форме позволяют активизировать внимание ученика, интерес к теме, повысить работоспособность и уровень усвоения материала.
– Проблемные вопросы, проблемные задания. Сами по себе эти задания не имеют однозначных ответов и способов решения. При совместном их обсуждении проявляются сразу несколько альтернативных взглядов, что ведет к активизации соперничества, желании разобраться в нестандартной форме задачи.
– Связь изучаемого с ранее изученным. Так называемый метод межпредметных связей позволяет помочь ученику увидеть систему обучения в целостности. Зачастую, школа с первого года обучения скрывает от ученика то, что он получит по окончанию образовательного процесса. Ученик должен знать, что и зачем сейчас изучается, как это связано с уже изученным и как это поможет ему в изучении другого материала позже. Это же и даст возможность ученику в будущем осознанно выбирать предпочитаемые для него предметные области.
В конце необходимо отметить важность постоянного мониторинга учебной активности учащихся, слежение за изменением уровня учебного интереса и учебной мотивации. Проводить подобную работу нужно периодически как минимум дважды в год.
Выводы: проводимые диагностики динамики развития уровня мотивации должны подкрепляться психолого-педагогическим инструментарием, способным реагировать на полученные в ходе диагностик результаты.
Получаемые в ходе диагностик результаты могут удовлетворять представлениям о норме развития учебных мотивов. Но возможны случаи и негативного проявления развития учебной мотивации. Здесь необходима коррекционная работа с психологом.
Кроме того, обычная педагогическая практика не должна забывать о необходимости постоянного поддержания учебного интереса на высоком уровне.
И в том, и в другом случае нужны специальные формы работы, в основе которых бы лежали элементы, способные активизировать развитие учебного интереса и поднять уровень мотивации учения. В роли таких элементов должны выступать игровые формы организации учебной деятельности, проблемные формы учебных задач и вспомогательные механизмы активизации интереса, целеустремленности, эмоциональности ребенка в ходе его обучения.
В ходе практической работы была проведена диагностика уровня развития учебной мотивации младших школьников с использованием пакета методик психодиагностики, разработанного Н.В. Елфимовой:
– методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой, направленная на изучение отношения младшего школьника к учебной деятельности в целом, к определенным учебным предметам; лично значимых субъектов для ребенка; доминирующего мотива обучения;
– методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой), направленная на выявление иерархии познавательных и социальных мотивов учения;
– методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой), предполагающая исследование предпочтений учащихся в выборе учебных предметов;
– тест-опросник Н.В. Елфимовой, направленный на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников: отношение школьника к учению, отношение школьника к конкретным предметам, виды личностно значимой деятельности школьника, личностно значимые для школьника субъекты, внутренних и внешних мотивов учебной деятельности.
В исследовании приняли участие учащиеся общеобразовательной школы 1–4 классов г. Москвы. Объем выборки – 93 человека, из которых 23 ученика 1 класса, 21 ученик второго класса, 25 учеников третьего класса, 24 ученика 4 класса обоего пола в возрасте от 6 до 10 лет.
В результате исследования было обнаружено, что подавляющее число первоклассников положительно относятся к процессу обучения. Но к 4 классу это число значительно уменьшается. Со второго класса появляется отрицательное отношение к учебе, к школе. Это число растет, также и увеличивается процент детей, нейтрально относящихся к процессу обучения в школе.
Это интересно:
Подвижник
свободного воспитания К.Н. Вентцель
Константин Николаевич Вентцель принадлежит к той категории ученых, которые мало известны сегодня среди широкой педагогической общественности. Причин тому много, но главная из них состоит в том, что с приходом новой власти в 1917 году, он не отказался от своих прежних взглядов, а как бы ушел из акти ...
Положение о проведении государственных экзаменов по предмету «физическая
культура» в общеобразовательных школах
Данное положение разработано на основе рекомендаций Министерства образования РФ. Оно является практической рекомендацией школам по организации и проведению государственных экзаменов по предмету «Физическая культура». Сдача выпускниками 9 и 11 классов дифференцированного зачета может засчитываться к ...
Воспитание учащихся в процессе изучения темы:
нравственное, трудовое, эстетическое
Ведущим условием воспитательной эффективности детского труда является его содержательность, личностная и общественно полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, четкая организация, высокая производительность. Многократно подтвержденный в передовой педагогической пра ...