Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Цель экспериментального исследования:
Проследить динамику развития учебных мотивов младших школьников за период их обучения в младшей школе (1–4 класс).
Экспериментальная гипотеза:
1. В начале обучения преобладают внешние мотивы, в конце обучения – внутренние мотивы.
2. Отсутствие доминирующего мотива в начале обучения сменяется приобретением доминирующего мотива к концу обучения в младшей школе.
Задачи исследования:
– провести диагностику динамики отношения младших школьников к школе;
– провести диагностику динамики побуждений к учению у младших школьников;
– провести диагностику динамики развития трех видов учебных мотивов: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных;
– определить уровень динамики отношения младших школьников к отдельным учебным.
Испытуемые: учащиеся общеобразовательной школы 1–4 классов. Частота выборки – 93 человека, из которых 23 ученика 1 класса, 21 ученик второго класса, 25 учеников третьего класса, 24 ученика 4 класса. Из них 54 девочки и 39 мальчиков (см. рис. 1). Также к опросу (в ходе применения методики 1) были привлечены родители учащихся. В анкетировании участвовало 93 человека.
Рис. 1. Диаграмма показателей гендерного состава испытуемых
2.1.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик
Исследование проводилось с использованием следующих методик:
1. Методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой;
2. Методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой);
3. Методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой);
4. Тест-опросник Н.В. Елфимовой.
Использование именно этих методик связано с их высоким уровнем надежности, большим опытом апробации среди детей младшего школьного возраста.
Комплекс методик позволяет:
– определить наличие или отсутствие положительных, отрицательных или нейтральных мотивов к деятельности;
– определить ведущий тип мотивации;
– определить отношение учащихся к процессу обучения;
– охарактеризовать динамику развития учебной мотивации с точки зрения различных типов мотивации: внутренней, внешней, социальной, познавательной.
Исследование проводилось в несколько этапов:
– опрос родителей учащихся;
– первый этап диагностики учащихся с использованием методик 2,3;
– второй этап диагностики детей с использованием методики 4.
Время диагностики одного класса по всем этапам – три дня. Общее время диагностики учащихся младшей школы – две недели.
Опишем применяемые методики более подробно.
1) Методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой.
Методика используется для определения отношения учащегося к процессу обучения, к школьным распорядкам. С ее помощью можно определить «любимые» и «нелюбимые» предметы учащегося, более подробно узнать то, каким образом происходит подготовка к школе дома, определить значимых субъектов для учащегося.
В анкете содержатся вопросы, с помощью которых можно определить:
– положительное, отрицательное или нейтральное отношение младшего школьника к учебе в целом;
– к определенным учебным предметам;
– лично значимых субъектов для ребенка;
– наличие или отсутствие доминирующего мотива обучения (положительного или отрицательного).
В данном исследовании нас интересовало определение именно последнего показателя.
2) Методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой).
Ученику предлагается выстроить собственные мотивы учения в порядке уменьшения их значимости для себя. Им предъявляются на отдельных карточках 8 утверждений, соответствующих 4 видам познавательных мотивов и 4 видам социальных мотивов.
Познавательные мотивы:
– широкий познавательный – ориентация на овладение новыми знаниями;
– процессуальный – ориентация на процесс учения;
– результативный – ориентация на результат учения;
– учебно-познавательный – ориентация на усвоение способа получения знаний.
Социальные мотивы:
– широкий социальный мотив – стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;
– «учительский мотив» – стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;
– «родительский мотив» – стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;
– «товарищеский мотив» – стремление заслужить уважение своих товарищей.
Результаты, полученные с помощью этой методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.
Сама методика в виде, представляемом испытуемому, отображена в Приложении 2.
3) Методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой).
Проведение данной методики также как и методики «Лесенка побуждений» предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они помогут применяться, начиная с 2-ого полугодия 1-го класса.
Это интересно:
Понятие «патриотизм»
Патриотизм – это любовь к Родине; преданность своему Отечеству, своему народу. Анализ философских подходов к определению патриотизма убеждает в многогранности этого понятия. Его современная трактовка перекликается со взглядами таких мыслителей, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н. ...
Роль дидактической игры в образовательном процессе
на уроках технологии и её психолого-педагогическая сущность
Игра в самом общем понимании представляет собой такой вид непродуктивной деятельности, в которой мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Игра как социальный феномен сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными т ...
Сущность процесса подготовки детей к школе
Переход к школьному детству, характеризуется серьёзным изменением места детей в системе доступных им отношений и всего образа жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть тот факт, что положение школьников создает особенное моральное направление личности детей. Для них обучение является не просто с ...