Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Методика предполагает определение того, какие предметы школьники считают для себя самыми интересными. Экспериментальный материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов. Далее школьник должен выразить сове отношение к каждому учебному предмету и построить «Лесенку уроков».
Основная цель проведения методики – исследование наличия доминирующего мотива учения и его характера (положительная мотивация, отрицательная мотивация, нейтральная мотивация).
В ходе анкетирования удалось определить, что подавляющее количество первоклассников (82,6%) положительно относятся к процессу обучения в школе. 17,4% учащихся еще не выстроило своего отношения к процессу учения. Этот факт относит их в «группу риска» – в число детей, с несформированным или слабовыраженным интересом к обучению. Такие дети требуют дополнительной психолого-педагогической поддержки.
К сожалению, в дальнейшем число таких детей возрастает (23,8% во втором классе, 20% – в третьем, 25% – в четвертом). Это свидетельствует о неудовлетворительной педагогической работе с этими детьми, об отсутствии мониторинга динамики учебного интереса. К этой группе со второго класса прибавляется группа учащихся, негативно относящихся к учебному процессу (9,5% во втором классе, 12% – в третьем, 20,8% – в четвертом). Некоторые эксперты считают, что основной причиной негативного отношения к школе, учебному процессу является растяженность процесса обучения в младшей школе (с 3-х классов, до 4-х).
Для наглядности представления соотношения отрицательного, положительного и нейтрального мотивов к обучению, представим полученные данные в виде диаграммы (см. рис. 2).
Рис. 2. Диаграмма соотношения положительных, отрицательных и нейтральных мотивов к обучению в младшей школе
Данные показывают, что подавляющее число первоклассников положительно относятся к процессу обучения. Но к 4 классу это число значительно уменьшается. Со второго класса появляется отрицательное отношение к учебе, к школе. Это число растет, также и увеличивается процент детей, нейтрально относящихся к процессу обучения в школе.
Динамика видов значимой деятельности у учащихся 1–4 класса показывает постепенное становление у них учения в качестве значимой деятельности. От класса к классу эта тенденция усиливается (27% – в первом классе, 48% – во втором, 64% – в третьем, 75% – в четвертом). Большую значимость приобретает спортивная и др. деятельность. Угасает влияние игровой деятельности.
Рост значимости учебной деятельности подчеркивается ростом влияния такого субъекта, как учитель. (4% – в первом классе, 19% – во втором классе, 24% – в 3-ем классе, 50% – в четвертом). На постоянно высоком уровне остается значимость для учащихся их родителей.
2. Следующий этап диагностики должен был пролить свет на соотношение социальных и познавательных мотивов в разные годы обучения в младшей школе.
В ходе исследования удалось выяснить, что у 72,2% опрошенных первоклассников преобладают социальные мотивы. Во втором, в третьем и четвертом классах преобладают познавательные мотивы (80% – во втором классе, 86,4% – в третьем классе, 88% – в четвертом классе). Отобразим итоги исследования в виде диаграммы.
3. Применение методики диагностики «Лесенка уроков» поможет увидеть уровень распределения учебного интереса конкретно по урокам.
По этим данным можно увидеть, что так называемые основные предметы не «набрали» большое число выборов, что свидетельствует о том, что младшие школьники еще не умеют определять значимость учебных предметов, отдавая предпочтение предметам, близким по характеру деятельности с занятиями в детском саду (рисование, труд). Высокий процент выборов английского языка связан с новизной предмета, простыми и комфортными для младшего школьника способами обучения.
4. Ниже представлены результаты диагностики видов мотивации по трем типам учебных мотивов (автор – Н.В. Елфимова).
С целью выявления значимости различий среди показателей внутренних и внешних мотивов воспользуемся критерием Манна-Уитни .
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками.
Значение U определяется по формуле:
U= (n1+n2) + nх*(Тх +1) – Тх, где
n1 – количество испытуемых в выборке 1;
n2 – количество испытуемых в выборке 2;
Тх – большая из двух ранговых сумм;
nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
1. Выявление отличий между внутренними и внешними мотивами (см. Таблица Приложение)
1.1 Вычисляем сумму рангов: ∑Ri=(N (N+1))/2 = 276
1.2 Формулируем гипотезы:
Н0: Показатели внутренних мотивов у учеников 1 класса не отличаются от показателей внутренних мотивов 4-классников
Н1: Показатели внутренних мотивов у учеников 1 класса отличаются от показателей внутренних мотивов 4-классников
Это интересно:
Формы, методы и средства нравственно-этического воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отр ...
Речевые нарушения у больных, перенесших инсульт
Различают две основных разновидности мозгового инсульта: геморрагический и ишемический. Для геморрагического инсульта характерны такие кровоизлияния как паренхиматозное, кровоизлияние в мозговой ствол, кровоизлияние в полушарии мозжечка, субарахноидальные кровоизлияния, внутрижелудочковые кровоизли ...
Общественно-педагогическое движение 1980–1990-х гг
Результаты общественно-педагогического движения середины XIX в. и в 1980–1990-х гг. Современное общественно-педагогическое движение отражает интерес населения к различным вопросам образования. Это не удивительно, так как к школе имеют отношение десятки миллионов людей – педагоги образовательных и в ...