Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для проведения наблюдения нами была разработана карта наблюдений, в которой фиксировались качественные оценки проявления бережного (не бережного), экономного (не экономного) поведения по отношению:
к личным вещам:
игрушки
одежда
к результатам труда:
своим
к материалам для ручного труда (карандаши, бумага)
Для выявления отношения детей к любимым игрушкам детям было разрешено принести в группу по 1 игрушке. В течение дня наблюдалось поведение ребенка с игрушкой.
Для выявления бережного или не бережного отношения к одежде было проведено наблюдение во время одевания и раздевания детей на прогулку.
Для того, чтобы выявить отношение детей к своим и чужим результатам труда было организовано занятие по ИЗО деятельности, где дети лепили человечков. Затем детям предлагалось поиграть со своими человечками. Во время игры проводилось наблюдение за поведением детей. Затем детям предлагалось изготовить еще по 1 человечку и поиграть в игру "Сюрприз": поделка заворачивалась в бумагу, после чего каждый из детей брал по 1 свертку и мог забрать на всегда то, что в нем находилось. Так выявляется отношение детей к результатам труда других детей.
Отношение к материалам для труда выявлялось в процессе ручного труда, где детям необходимо было вырезать по шаблону 1 круг из листа формата А*4, затем закрасить его карандашами. Детей мотивировали тем, что эти круги необходимы для занятий по математике.
Нами были выделены критерии оценки. В процессе наблюдения выявлялось:
умение проявлять бережное (экономное) отношение к своим вещам, своим и чужим результатам труда;
умение выражать свои требования к другим детям по отношению к своим вещам;
умение выполнять требования, предъявляемые другими детьми по отношению к их вещам.
При яркой выраженности показателя ребенку ставилось 3 балла, при слабой выраженности- 2, при отсутствии- 1 балл.
Для того чтобы картина о проявлении нравственно-экономической воспитанности детей была более полной, мы провели анкетирование родителей, которое включало вопросы и таблицу. (см. Приложение…)
Родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Проявляет ли Ваш ребенок интерес к бюджету семьи (к расходам и доходам)?
Да
Иногда
Нет
Способен ли Ваш ребенок отказаться от желаемой игрушки (развлечения) в том случае, когда Вы говорите что на оплату нет достаточной суммы денег?
Да
Не всегда
Нет
Родителям также предлагалось заполнить таблицу, где были указаны те же сферы проявлений, что и в нашей карте наблюдений. Но каждый из родителей должен был обозначить степень проявления бережливости и экономности у своего ребенка: всегда, не всегда, никогда.
Мы выделили следующие критерии оценки:
3 балла – за ответ « Всегда» или «Да», так как этот ответ свидетельствует о яркой выраженности интереса, качества у ребенка.
2 балла – за ответ «Не всегда» или «Иногда», то есть интерес, качество у ребенка выражены слабо.
1 балл – за ответ «Никогда» или «Нет» - интерес, качество у ребенка не выражены.
Распределение детей по уровням осуществлялось на основе показателя среднего балла:
1 (низкий) уровень - 1-1,7
2 (средний) уровень - 1,8-2,4
3 (высокий) уровень - 2,5- 3
Для решения 4 задачи мы выбрали основным методом – анализ предметно-развивающей среды и анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы.
Анализ предметно-развивающей среды ДОУ осуществлялся нами с позиции наличия в группе пособий, игр, способствующих нравственно-экономическому воспитанию детей. Нами обращалось внимание на размещение этих игр, а также на возможность их самостоятельного использования детьми.
Анализ содержания календарного плана воспитательно-образовательной работы осуществлялся с позиции наличия содержания, последовательности, системы, форм и методов работы с детьми данной группы по нравственно-экономическому воспитанию.
Данная методика позволила нам решить задачи констатирующего этапа исследования. Результаты исследования представлены в последующих параграфах настоящей главы.
Это интересно:
Законы воспитания педагогической антропологии
Среди важнейших законов, сформулированных современной педагогической антропологией, назовем следующие. Закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Он отражает системность и амбивалентность человека. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, физической и ...
Пути и средства трудового обучения в разработке Сухомлинского
В. А. Сухомлинский огромное значение придавал трудовому обучению ребенка. «Общественная значимость производительного труда, говорил он, определяется тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ...
Проблемный развивающий эксперимент на уроках химии
Некоторые «издержки» использования концентрического принципа в обучении могут быть преодолены с помощью применения проблемного эксперимента. Условием успешности обучения является организация внутренне мотивированной деятельности, что требует развёрнутого содержания, сконструированного по восхождени ...