Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Анализ определения позволяет предположить, что не всё его содержание в полной мере осуществимо в дошкольном возрасте, так как дети ещё не ставят собственные экономические цели.
В основном перед нами стоит задача научить ребёнка «участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы».
Знания о нормах морали должны сочетаться с формированием нравственных качеств у дошкольников.
Долгое время одним из самых авторитетных качеств экономической деятельности в теории и практике воспитания являлась бережливость. Однако оно никогда не оценивалось с позиции экономического содержания, а преимущественно как качество нравственное (Годник С.М., Киян Л.Ф., Бобылева Л.Д., Рябинина Н.П. и др.). Игнорировалась экономическая обусловленность и, указанных выше качеств, таких как экономность, трудолюбие, расчётливость, хотя многие качества личности «следует считать разными сторонами единого целого», как справедливо отмечала Н.П. Рябинина.
Изучая проблему воспитания бережливости, Жуковская Р.И. пришла к выводу, что одним из эффективных путей воспитания бережного отношения к игрушкам, книгам является воспитание интереса к ним.
Но бережливость это не только бережное отношение к игрушкам и книгам.
Под бережливостью принято понимать нравственное качество личности, которое выражается в рачительном отношении к материальным и духовным ценностям, в умении целесообразно использовать эти ценности. Бережливость это показатель духовной культуры человека.
Бережливость – непримиримость к расточительству, бесхозяйственности. Каждая вещь в доме – это труд многих людей, поэтому в отношении к вещам, предметам проявляется и отношение к труду, к людям, ко всему обществу. Дисциплинированный человек всегда бережлив. Он бережёт своё и чужое время, он точен во всём. Педагоги и родители могут словом и делом доказывать детям, что ничего не даётся человеку без труда. Дети должны быть участниками распределения семейного бюджета. Необходимо привлечь их к поиску резерва экономии: как сберечь электроэнергию, воду, хлеб и т.д.
Задача воспитания бережливости ставилась в первых программных документах детских садов. Речь в них шла о воспитании бережного отношения у детей к окружающему вещному, предметному миру: к игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребёнка (Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Розанова И.И., Николаева С.Н., Фрейдкин И.С., Кларина Л.М. и др.).
То же мы обнаружим при анализе комплексных программ, таких как «Развитие», «Радуга», «Истоки», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Парма».
Из всех указанных программ лишь в программах «Парма» и «Истоки» представлены дополнительные задачи, способствующие нравственно-экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В данной программе включён раздел «Экономическое воспитание», где указано: - формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине.
В программе «Истоки» в разделе «Мир, в котором мы живём» звучат следующие задачи:
учить детей бережно относиться к живой и неживой природе, заранее предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства;
формировать потребительское отношение к природе;
прививать желание жить скромно, бережливо, эстетически целостно, не расходовать природные ресурсы зря;
формировать первые навыки рационального природоиспользования;
приучать экономно расходовать воду, бумагу, пластилин, глину;
формировать представления о роли денег, о необходимости обдумывания, на что можно потратить деньги, а на что не стоит;
формировать представление о том, как следует стирать и чистить одежду, какие способы экономичнее;
о том, какие приборы помогают сэкономить природное сырьё;
на что следует обращать внимание при покупке вещей в магазине.
Задачи данной программы наиболее широко раскрывают задачи, посредством которых формируются нравственные качества.
Но кроме указанных программ существуют ещё и специальные программы по экономическому воспитанию. Это программа «Дошкольник и экономика», автором которой является Шатова А.Д Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста и ставит задачи:
Это интересно:
Диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале детей 10-13
лет
Цель: определить ориентацию ребенка на путь решения посредством оперирования образами при решении задачи нахождения такой же геометрической фигуры (сравнения геометрических объектов). Необходимое оборудование: бланки с заданиями, образец – посредник. Описание задачного материала. Задания (см. прило ...
Развитие монологической речи у детей
Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений моноло ...
Сущность и структура системы образования
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить: 1. Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных организаций; 2.Социальные общности образования - педагоги и учащиеся; 3.Учебный процесс - как вид социо-ку ...