Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Переход на рыночный путь развития экономики в нашей стране обусловил постановку и решение целого ряда первостепенных задач. Среди них важное место занимает комплекс вопросов, связанных с планомерным внедрением информационных и коммуникационных технологий в сферу образования, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции.
Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, которые несут с собой эти информационные и коммуникационные технологии и новые модели деятельности вкупе с новыми социальными требованиями мирового сообщества, требуют совершенно иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества.
Остро стоит проблема создания принципиально новой технологии приобретения научных знаний, новых педагогических подходов к преподаванию и усвоению знаний, новых курсов обучения и методик преподавания. Все это должно способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения индивида – полноправного члена информационного общества.
Сегодня в России, связь между современным, качественным образованием и перспективой построения информационного общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование» (Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г.).
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса в профессиональном образовании существенно возрастает роль ректора ВУЗа, деканов и преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.
Новая учебная мультимедийная среда создает дополнительные возможности для развития креативности обучаемых, стимулирует их любознательность, прививает интерес к научной деятельности.
Таким образом, мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и обучаемых.
Одним из видов инноваций в организации образования на современном этапе является введение дистанционного обучения. Видится необходимым рассмотреть данный вид обучения как сопровождение учебного процесса.
С учетом практической значимости проблемы избрана тема исследования – «Мультимедийное сопровождение процесса обучения иностранному языку».
Степень разработанности темы. На формирование системы представлений по изучаемой проблеме оказали работы известных отечественных и зарубежных исследователей: Бент Б. Андресен (Датский педагогический университет), Катя ван ден Бринк (Университет им. Ландау, Германия), Кристофер Аббот (Королевский колледж, Великобритания), Роджер Сальо (Гетеборгский университет, Швеция), Ст. Гилфус, М. Питтински, М. Часен и др. В этих работах освещаются вопросы применения новых информационных технологий, гуманизации образования в современном мире, интернационализации общественной жизни и образования, модернизации образования, а также анализируются инновационные модели обучения.
Цель написания дипломной работы – проанализировать систему дистанционного обучения Blackboard на базе широкого институционального применения в учебных заведениях зарубежных стран и возможности ее эффективного применения в условиях России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть научные концепции и принципы применения мультимедиа в образовании;
систематизировать требования, применяемые к отбору мультимедийных материалов для обучения иностранному языку;
проанализировать современные информационные и коммуникационные системы дистанционного обучения на базе широкого институционального применения студентами и преподавателями в зарубежных странах в контексте ведущих сред / систем интерактивного обучения;
выявить приоритетные системы дистанционного обучения на базе интерактивной среды обучения;
обосновать возможность использования опыта Великобритании в содержании и организации использования системы интерактивного обучения в России.
Объектом работы является организация учебного процесса, базирующаяся на использовании системы дистанционного обучения учащимися в странах с развитой рыночной экономикой.
Предмет работы – Мультимедийное сопровождение процесса обучения иностранному языку.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: общетеоретические методы научного познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация, систематизация и др.); анализ источников на языке изучаемой страны, поиск в сети Интернет и анализ содержания веб-страниц, посвященных изучаемой проблеме; общепедагогические методы (анализ документов и источников).
Эмпирическими источниками послужили исследования ученых в области педагогики и методики применения мультимедиа в обучении иностранным языкам. Материалом для исследования послужили научные статьи, методическая литература, посвященная данной проблеме, а также различные интернет сайты. Результаты исследования были получены во время полугодового обучения в университете Ньюкасл, Великобритания.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования и основные положения выпускной квалификационной работы были представлены на ежегодной, межрегиональной, научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества и роль образования в их разрешении» (13 мая 2010 года, г. Нижнекамск).
Научная ценность работы заключается в том, что наше исследование является дополнительным материалом, который может использоваться для продолжения исследований в этой области.
В результате работы было осуществлено целостное рассмотрение проблематики организации системы дистанционного обучения Blackboard в условиях глобализации и интеграции.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полагаясь на полученный опыт в Великобритании, открываются перспективы разработки и внедрения в практику системы обучения Blackboard.
Положения, вносимые на защиту:
обоснование возможностей использования зарубежного опыта, по организации системы дистанционного обучения;
определение возможностей использования систем интерактивного обучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов, на примере Blackboard Learning System, как сопровождение учебного процесса.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (51 источника, из них – 48 зарубежных и 3 отечественных).
Во введении обосновывается выбор темы исследования, актуальность. Раскрыты проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; охарактеризована теоретико-методологическая основа. Представлена научная новизна, практическая значимость, раскрыты основные положения, выносимые на защиту; представлены данные об апробации.
В первой главе – «Теоретические основы применения мультимедиа в образовании – раскрываются научные концепции процесса обучения с применением мультимедиа, сущность, содержание и виды мультимедиа в образовании, а также принципы применения и требования к отбору мультимедийных материалов для обучения иностранному языку. Во второй главе – «Практические аспекты применения зарубежной системы дистанционного обучения Blackboard в российском образовательном пространстве» - раскрываются сущность и содержание системы дистанционного обучения Blackboard Learning System, и возможности использования данной системы дистанционного обучения как сопровождение учебного процесса.
В заключении содержатся основные выводы, перспективы дальнейшего изучения, возможности интегрирования системы дистанционного обучения Blackboard Learning System в образовательный процесс.
мультимедиа образование иностранный дистанционный
Это интересно:
Описание программ эстетического воспитания в детском саду
Изучив педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделить несколько программ. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцен ...
Роль слуха в становлении речи
Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. Изучением этого вопроса занимались М.Е. Хватцев, М.А. Пискунов, Н.И. Жинкин и др. В процессе слухового восприяти ...
Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике
Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н.К.Крупская, Макаренко, Станиславский. Оп ...