Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием с учетом этапа коррекционной работы

Педагогика и воспитание » Преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием с учетом этапа коррекционной работы

Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику и фонетику. В старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным психофизиологическим развитием эти компоненты должны быть сформированы.

При фонетико-фонематическом недоразвитии у детей наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонетический слух выражается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки кладя в основу этого объединения одни (существенные) и игнорируя другие (случайные) признаки звука.

Только при наличии его возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов.

Нарушение фонематического слуха заключается в том, что акустически воспринимаемые тоны и шумы звуковой речи не осознаются как фонемы, слоги и слова нашей речи.

Как показывает теория и практика логопедии, при определении характера нарушений лежащих в основе дефектного звукопроизношения у детей с ФФН основное внимание исследователей обращается на развитие фонематического восприятия.

Как отмечают в своих работах Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше, без достаточной сформированности восприятия невозможно становления его высшей ступени – звукового анализа.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: звуков, слогов и слов.

Р.Е. Левина отмечает что, узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что фонетико-фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

У детей с сочетаниями нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустическо-артикуляционными признаками.

Р.М. Боскис, А.Р. Лурия, Н.А. Швачкин, Л.Ф. Чистович, Р.Е. Левина считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука монет в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Еще до поступления в школу у нормально развивающегося ребенка формируется практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания.

В соответствии с темой исследования мы выделим цель нашей работы: определить этапы коррекционной работы по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Объектом исследования является сигматизм свистящих звуков у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Предметом – преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Гипотеза. Преодоление свистящего сигматизма у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием возможно, если предлагаются специальные виды заданий и упражнений, направленные на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, с учётом этапа коррекционной работы и уровня нарушенного звукопроизношения.

Задачами исследования являются:

1. На основе изучения теоретических источников дать характеристику ФФ недоразвитию.

2. Охарактеризовать состояние произносительной системы языка у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

3. Провести экспериментальное изучение состояния произносительной системы языка у дошкольников и выявить особенности ее сформированности.

4. Разработать рекомендации по коррекции произношения свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Методами исследования являются:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- психологический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость данной дипломной работы раскрывается в возможности использования ее в практической деятельности педагогов работающих с детьми, которые имеют речевые нарушения, воспитателем дошкольных образовательных учреждений.

Во «Введение» обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель и задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована, рабочая гипотеза и оценка практическая значимость.

В первой главе «Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи в работах отечественных исследований» дан анализ 30 теоретических источников, освещены основные аспекты данной проблемы, дана характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений свистящих звуков. Определено направление экспериментально - практического исследования.

Во второй главе «Коррекционная работа по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием» содержится описание организации экспериментального исследования, выявление нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и дается анализ полученных результатов.

В «Заключении» представлены выводы по дипломному исследованию.

Это интересно:

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...

Методы воспитания: сущность, история использования
В «Словаре русского языка» слово «метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов. Н.И. Болдырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» раскрывает метод как путь или способ достижения поставленной цели. В авторитарной педагогике методы обучения трактовались как методы ...

Организация и методы исследования фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей коррекционной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки. Основными задачами деятельности уч ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru