Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику и фонетику. В старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным психофизиологическим развитием эти компоненты должны быть сформированы.
При фонетико-фонематическом недоразвитии у детей наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонетический слух выражается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки кладя в основу этого объединения одни (существенные) и игнорируя другие (случайные) признаки звука.
Только при наличии его возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов.
Нарушение фонематического слуха заключается в том, что акустически воспринимаемые тоны и шумы звуковой речи не осознаются как фонемы, слоги и слова нашей речи.
Как показывает теория и практика логопедии, при определении характера нарушений лежащих в основе дефектного звукопроизношения у детей с ФФН основное внимание исследователей обращается на развитие фонематического восприятия.
Как отмечают в своих работах Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше, без достаточной сформированности восприятия невозможно становления его высшей ступени – звукового анализа.
Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: звуков, слогов и слов.
Р.Е. Левина отмечает что, узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что фонетико-фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
У детей с сочетаниями нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустическо-артикуляционными признаками.
Р.М. Боскис, А.Р. Лурия, Н.А. Швачкин, Л.Ф. Чистович, Р.Е. Левина считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука монет в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Еще до поступления в школу у нормально развивающегося ребенка формируется практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания.
В соответствии с темой исследования мы выделим цель нашей работы: определить этапы коррекционной работы по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объектом исследования является сигматизм свистящих звуков у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предметом – преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза. Преодоление свистящего сигматизма у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием возможно, если предлагаются специальные виды заданий и упражнений, направленные на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, с учётом этапа коррекционной работы и уровня нарушенного звукопроизношения.
Задачами исследования являются:
1. На основе изучения теоретических источников дать характеристику ФФ недоразвитию.
2. Охарактеризовать состояние произносительной системы языка у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
3. Провести экспериментальное изучение состояния произносительной системы языка у дошкольников и выявить особенности ее сформированности.
4. Разработать рекомендации по коррекции произношения свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методами исследования являются:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- психологический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость данной дипломной работы раскрывается в возможности использования ее в практической деятельности педагогов работающих с детьми, которые имеют речевые нарушения, воспитателем дошкольных образовательных учреждений.
Во «Введение» обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель и задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована, рабочая гипотеза и оценка практическая значимость.
В первой главе «Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи в работах отечественных исследований» дан анализ 30 теоретических источников, освещены основные аспекты данной проблемы, дана характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методика коррекционной работы по преодолению нарушений свистящих звуков. Определено направление экспериментально - практического исследования.
Во второй главе «Коррекционная работа по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием» содержится описание организации экспериментального исследования, выявление нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и дается анализ полученных результатов.
В «Заключении» представлены выводы по дипломному исследованию.
Это интересно:
Анализ формирования понятий темы «Аппаратное обеспечение компьютера» в
различных школьных учебниках по информатике
Информатика как наука имеет свой лексикон, который еще не устоялся и находится в развитии. Совокупность понятий некоторой области знания составляет лексикон данной области знания. Рассмотрим раскрытие понятий в различных учебниках по информатике для основной школы (5-9 классов), смысла текстов, исп ...
Компьютерная тестирующая программа "Лингвист"
Программа "Лингвист" способствует более глубокому усвоению изученного на уроке материала, формированию навыков решения сложных лингвистических задач. Эта разработка оказывает существенную помощь при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку, так как в ней представлен материал, выз ...
Изучение исходного уровня развития логического мышления
младших школьников
Наиболее важное место в структуре всех познавательных психических процессов занимает мышление. К особенностям, определяющим его уровень, относятся типы мышления (эмпирический или теоретический) и различные качества мышления (скорость, глубина, умение выделить существенное, гибкость, обобщенность, о ...