Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Недостатки произношения свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Страница 1

Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих и шипящих звуков С, З, Ц и Ш, Ж, Ч, Щ. Сигматизм – один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения.

В работах отечественных специалистов наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонематического сигматизма, так и парасигматизма. Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.

Все свистящие звуки – ротовые: переднеязычные С и З – щелевые – имеют твердую и мягкую пару, а Ц смычно-щелевой мягкой пары не имеет; С и Ц – глухие, а З – звонкий.

Губы при произношении всех свистящих находятся в положении оскала, зубы на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, и посередине ее образуется желобок, по которому и проходит узкая воздушная струя; боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних зубов.

При произношении звука Ц имеются два момента, быстро сменяющихся друг друга: 1) кончиком язык упирается в нижние резцы, спинка языка круто вытянута и передней своей частью образует смычку у верхних резцов; 2) передняя часть спинки языка после взрыва (произнесения Т) отходит, образуя узкий желобок посередине (произнесения С).

Таким образом, для произнесения свистящих требуется очень сложное и тонкое движение языка, в котором участвуют кончик языка, боковые края, спинка языка и одновременные движения губ, челюстей и мягкого неба, а при произнесении звука 3 присоединяется и смыкание голосовых связок; воздушная струя должна достигнуть передний части ротовой полости и выйти изо рта. Любое изменение в этом звучание свистящих.

О.В. Правдина выделяет следующие выводы сигматизма:

1. Чисто фонетические сигматизмы:

межзубный;

боковой;

носовой;

губно-зубной.

2. Парасигматизмы:

призубный;

свистящий;

шипящий.

Межзубный сигматизм. Кончик языка при произношение свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок. Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с такими же произношением шипящих и переднеязычных т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.

Боковой сигматизм. Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а в бок уклоняясь в одних случаях вправо, а в других – влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти отклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево от смещения в тот или другой бок нижний челюсти при смыкании зубов. Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к небу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю.

Очень часто боковые произношения распространяются на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненебных и боковое произношение звука Р. Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов – пару языка.

Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос что чаще всего зависит от поднятого корня языка и звуки заменяются храпом и нос. Соответственные движения губ, челюсти и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными. Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки.

При губно-зубном сигматизме свистящие, чаще шипящие звуки ( иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам Ф и В (фраза – Кошка и собака живут недружно – приобретает примерно следующий вид: Кофка и фабака вивут недрувно).

Страницы: 1 2

Это интересно:

Экологические проекты в ДОУ
Метод проектов, как уже указывалось выше, связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ любого типа, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и приме ...

Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы
Философско-антропологическое понятие ценностного самообраза Педагогическая деятельность осуществляется в рамках определенных представлений и ее возможных результатах и эффектах. При этом сам «продукт» педагогической деятельности может осознаваться с различной степенью оформленности и детализации. П ...

Психологическая характеристика ребенка - дошкольника
Цель: Научиться составлять психологическую характеристику ребенка – дошкольника. Параметры психологической характеристики ребёнка – дошкольника. Общие сведения о ребёнке Фамилия, имя Олеся Ш. Дата рождения 29. 10 2007 Состояние здоровья - часто ОРВИ Общее физическое развитие - N Состав и особенност ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru