Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Одними из применяемых в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур являются тесты интеллекта.
Подобные тесты представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Подобные задания должны быть неспецифичны по содержанию и культурно - инвариантны, т.е. независимы от культуры, в которой функционирует испытуемый. Каждый из подобных тестов основывается на какой - либо модели интеллекта.
Один из наиболее часто используемых тестов подобного типа: прогрессивные матрицы Равенна.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно - образным мышлением понимается такое мышление, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно - образное мышление. В данной методике взяты из известного теста Равенна. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц Равенна. (приложение А)
Ребёнку предлагается серия из 10-ти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырёхугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей её рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребёнок должен указать ту из деталей (тот из 8-ми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует её рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и горизонтали.
На выполнение всех этих заданий ребёнку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решённых матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребёнком за их решения. Каждая правильно решённая матрица оценивается в 1 балл.
Полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу.
Исследование проводилось в непринуждённой атмосфере. Большинство детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятие дальше. В диагностике принимало участие 15 человек.
По истечении времени эксперимент прекратился, и было определено количество правильно решённых матриц каждым ребёнком, а также общая сумма баллов, набранных каждым ребёнком за их решение. (приложение Б)
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
На основе полученных данных была составлена диаграмма на которой видно какой уровень развития наглядно - образного мышления у детей.
Диаграмма 2.1
Из диаграммы видно, что:
очень низкий уровень развития у 1 человека;
средний уровень развития у 11 человек;
высокий уровень развития у 2 человек;
очень высокий уровень развития у 1 человека.
Ребёнок с высокими показателями выполнил все задания спокойно, чётко, не уточняя полученную инструкцию. При этом он затратил меньше времени чем предлагалось в задании.
Полученные данные могут быть использованы при изучении природы мышления, а также в диагностике при изучении способностей индивидов, при отборе одарённых и талантливых детей.
Вывод:
Диаграмма 2.2
Нами в изучении одаренности подростков была опробована методика психодиагностики наглядно - образного мышления мышления "Матрица Равенна".
В целом показатели уровня развития мышления в изучаемом классе оказались довольно средними (диаграмма 2.2): более 73% детей имеют средний уровень развития мышления, однако один ребёнок с очень высоким уровнем развития.
Данная методика показала какой уровень развития мышления у детей и позволила выявить наиболее способного ребёнка.
Это интересно:
Анализ учебников по математике авторов Н.Я.
Виленкина и Л.Г. Петерсон для 5 и 6 классов
В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информ ...
Состояние изучаемой проблемы в теории и практике дошкольного воспитания
В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния обучения детей этого возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей от 4-х до 5-ти лет в овладении родным языком, обучение связной речи ог ...
Факторы интеграции
Для интеграции в обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. К позитивным факторам следует отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточно. Первый негативный фактор – о ...