Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Во время проведения третьего опыта поведение мальчика было аналогичным тому, как он вел себя в первом эксперименте. Однако в игровой ситуации он чувствовал себя свободнее и больше говорил. От беседы на личностные темы он снова отказался.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что мальчик находится на переходном этапе от ситуативно-деловой к внешнеситуативно-познавательной форме общения. Это подтверждается и тем, что, как уже отмечалось, Илья набрал равную сумму баллов в той, и в другой ситуациях. При этом уровень внеситуативно-личностной формы общения определить не удалось.
На этом этапе работы нами были также организованы специальные наблюдения за детьми с тем, чтобы определить следующие средства их общения со взрослым. Оказалось, что все испытуемые пользуются в основном экспрессивно-мимическими и речевыми средствами общения, а к предметно-действенным прибегают относительно редко. Во время наблюдений нами был отмечен тот факт, что при общении со взрослым дети очень редко на него смотрят, даже когда разговаривают с ним. Как правило, в этот момент они увлеченно занимаются с игрушками или книгами, если же такого занятия нет, то просто отводят взгляд в сторону. Дети не пользовались выразительными движениями рук и тела, вокализациями. Экспрессивно-мимические средства общения оказались наиболее характерными для 5 детей (все они воспитанники старшей группы). У остальных из 10 испытуемых (3 из них воспитанники старшей группы, а 7 – подготовительной). Ведущими оказались речевые средства общения. Предметно-действенные средства общения были в основном представлены приближениями, удалениями ребенка, а также протягиванием предметов взрослому. Ни для когда из испытуемых они не оказались наиболее свойственными.
Данные о ведущих средствах общения у старших дошкольников с ЗПР представлены в таблице 4 (п1 – количество детей старшей группы; п2 – количество детей подготовительной группы)
Таблица 4 Ведущие средства общения у детей дошкольного возраста с ЗПР (п1 = 7, п2 = 8)
Ведущие средства общения |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Экспрессивно-мимические Речевые Предметно-действенные |
5 2 0 |
0 0 |
Таким образом, дети с ЗПР, принявшие участие в наших опытах пользуются всеми средствами общения, однако чаще всего они прибегают к экспрессивно-мимическим и речевым.
Итак, данные нашего исследования свидетельствуют о том, что общение со взрослым у старших дошкольников с ЗПР находится на более низком уровне, чему их нормально развивающихся сверстников (М.И. Лисина). Большинству обследованных нами детей в возрасте 5-7 лет свойственна ситуативно-деловая форма общения, в то время как у нормальных детей эта форма является ведущей в возрасте от 6 мес. до 3 лет. Лишь у одного испытуемого ведущее место начала занимать внеситуативно-познавательная форма общения, которая у нормально развивающихся детей приобретает между 3 и 5 годами. И, наконец, ни одного из дошкольников с ЗПР, принявших участие в нашем экспериментальном исследовании, не является наиболее характерной внеситуативно-личностная форма общения со взрослым, которая наиболее свойственна их нормальным сверстникам. У большинства обследованных нами дошкольников с ЗПР в возрасте 5-6 лет ведущими оказались экспрессивно-мимические средства общения, в норме же они являются основными в возрасте 2-6 месяцев. А вот у испытуемых 6-7 лет, как у нормально развивающихся детей в 5-7 лет, ведущее место занимают речевые средства общения.
Это интересно:
Порядок проведения экзамена
К выпускному экзамену по учебному предмету «Физическая культура» допускаются учащиеся 9-11х классов общеобразовательных школ всех видов, полностью прошедшие базовые разделы учебной программы по физической культуре и, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной медици ...
Элементы русской народной пляски
Простой хороводный шаг. Отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы. На первых занятиях учитель добивался от детей именно плавности движений. Шаг с притопом на месте. На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой, на “дв ...
Психолого-педагогические инструменты развития мотивации
младших школьников
Проделанная исследовательская работа показала необходимость развития двух направлений психолого-педагогической деятельности по развитию учебной мотивации младших школьников: – коррекционного; – активизирующего. Первое направление связано с работой с группой детей, чье отношение к учебной деятельнос ...