Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Работа по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения в начальной школе

Педагогика и воспитание » Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок » Работа по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения в начальной школе

Страница 3

Такие задания, как «Выпиши в свою тетрадь слова из басни Крылова И.А., которые употребляются как пословицы» направлены на обогащение речи учащихся, формирование умения точно и образно выражать свои мысли, осознание особенностей басен И.А. Крылова.

Задания типа «Приведи примеры из жизни, когда можно употреблять эти пословицы и поговорки» нашли отражение во многих учебных пособиях. Онипомогают учителю оценить глубину осознания изученных пословиц учащимися.

В разделе «Устное народное творчество», во втором классе, предлагаются следующие типы заданий:

а) На осознание смысла пословиц.

- Почему так говорится:

«Пословица не даром молвится», «Пословица - всем делам помощница», «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». Эти задания помогают осознать функцию пословиц как жанра устного народного творчества, разграничить понятия «пословица» и «поговорка».

- Найди в сказке «Мороз Иванович» пословицу и объясни, как ее понимаешь.

- К какому из героев сказки про «Храброго зайца» Д.Н. Мамина - Сибиряка можно отнести пословицы:

«Смелый приступ - половина победы»,«Смелость города берет».

б) Задания, направленные на обогащение и развитие речи: Вспомни пословицы и поговорки на темы «труд, мастерство», «лень, безделье».

в) Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с содержанием текста.

К тексту «Ашиб-Кериб, турецкий сын» даны пословицы:

«Не ищи красоты, а ищи доброты»; «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде»; «Имей шубу теплее, а жену выбирай добрее» и предлагается вопрос: - Какие черты женского характера упоминаются в данных пословицах?

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что предлагаемые задания к пословицам и поговоркам, позволяют решить определенные программные задачи: запоминать и узнавать жанры, развивать речь, осознавать смысл пословиц и поговорок.

Проанализировав учебно-методический аппарат по литературному чтению автора Ефросининой Л.А., отметим, что во втором и третьем классах о пословицах даются теоретические знания: понятие «пословица» вводится как народная мудрость (2 класс), как произведение фольклора (3 класс), в котором коротко выражена народная мудрость: она учит, одобряет, утверждает, то есть раскрываются функции пословиц и поговорок как жанра.

Изучается структура пословиц: состоит из двух смысловых частей; ведется работа над интонацией при прочитывании пословиц (пауза, ритм, основное слово).

Для чтения готовится текст пословицы:

«Красна птица пером, // а человек - умом». Типы заданий к пословицам:

Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с текстом.

- Соотнеси пословицы со сказкой (о семье)

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»; «При солнышке тепло, при матери добро».

- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

«Вся семья вместе - и душа на месте». Найдите в тексте, который есть в книгах о семье, такие же пословицы. Данное задание направлено также на обогащение речи учащихся.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что количество заданий по пословицам и поговоркам ограничено. Автор делает попытку систематизировать учебный материал по фольклору, однако многие задачи, указанные в программе, не учтены. Значит, учителю самому необходимо разрабатывать задания к пословицам и поговоркам, чтобы реализовать требования программы.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Психологические особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста
Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, и др.). Под связной ...

Методика развития словаря у детей дошкольного возраста
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьм ...

Общая характеристика средств обучения истории, их классификация
Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся: учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения); методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборни ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru