Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие речи. Методы развития речи

Страница 1

По мнению М.Р. Львова, «Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей».

Речь – основа всякой умственной деятельной, средство коммуникации. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств школьников – средством успешного обучения в школе. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель умственного развития. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

В современной методике развития речи Соловейчик М.С. выделила следующие методы развития речи учащихся начальных классов, которые можно на уроках литературного чтения.

Имитативный метод. Этот метод (точнее группа методов) получил название имитативного, или обучение по образцу. В рамках имитационного метода находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность – выбор слов и других средств языка, моделирование образцовых текстов, конструирование по этим моделям предложений и текста, обобщение, вывод правил, и даже творчество – пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация, художественное чтение, рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.

Нужно отличать самостоятельную работу учащихся «по образцу» от неосознанного заучивания, т. е. от догматического метода. Впрочем, заученные наизусть стихи, проза, афоризмы, фразеологизмы, поговорки весьма полезны, они обогащают речь, способствуют ее развитию. Они не только обогащают речь, но и укрепляют память, дают основу для отработки выразительности речи.

Методы обучения речи «по образцам» имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные пересказы прочитанных текстов (близкий к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и изменениями, с делением текста на части, озаглавливание частей, составление плана прочитанного рассказа, то же в письменном варианте), письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра (рассказ перестраивается в пьесу, в произведение, предназначенное для сценического воплощения). В арсенал «методов по образцу» входят и более мелкие, частные упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, которая тоже, возможно, составлена учащимися; отработка произношения, интонаций, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, а в литературно-творческих кружках – подражания, пародии.

«По образцам» школьники работают над типами речи (текста) и над различными жанрами, принятыми в литературе и в общественной жизни: над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочитанной книге, а также над составлением так называемых «деловых бумаг» - объявления, заявления, делового письма. Немалую роль играет образец и в усвоении форм речевого этикета: приветствия, прощания и мн. др.

В использовании имитативного метода наблюдается тенденция к повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся. Это сказывается и на выборе авторов и произведений литературы, и в предварительном языковом анализе, и в логической работе (сжатие текста, выборочная его передача, составление плана, деление текста на части), и особенно в составлении собственного текста. Образцовый текст выполняет роль основного составляющего в общем широком потоке языковых влияний на детей – влияние речевой среды на их формирующееся чутье.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы
Цель: выявить уровень знаний и умений культурного поведения в гостях и общественных местах, с друзьями и взрослыми у умственно отсталых школьников 6 класса. Результат констатирующего этапа эксперимента с результатами контрольного этапа. Сделать выводы. Объект исследования – 12 учащихся с умственной ...

Методы и приемы обучения физическим упражнениям
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические. К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии ...

Содержательная и операционная сторона коммуникативного чтения
Для нормального протекания процесса чтения на иностранном языке читающий должен хранить в памяти образы морфем и синтаксических схем и их общее значение, абстрагированное от конкретного лексического наполнения, т.е. владеть соответствующими грамматическими (морфологическими и синтаксическими) навык ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru