Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников

Педагогика и воспитание » Использование опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников » Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников

Страница 1

В возрастной психологии младший школьник характеризуется как «возраст 7-10 – летних детей, обучающих в 1-4 классах современной или полной средней школы».

В младшем школьном возрасте у ребенка впервые формируется учебная деятельность, которая является для него ведущий. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Переход ребенка в школу ужесточает условия его жизни – это связано с тем, что учебная деятельность является обязательной, систематичной и требует от ребенка ежедневного напряжения физических и умственных сил. Данный возраст является периодом интенсивного развития всех психических процессов.

По мнению И.П. Подласого, «восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в тоже время остротой и свежестью», «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать мягкий и твердый знаки с буквой «р.», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим принимает организованный характер.

Кроме того, в начальных классах переход на новую ступень совершает и мышление, которое является главным содержанием умственного развития школьников. У детей этого возраста оно развивается от эмоционального к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развивать интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста, которое развивается во взаимосвязи с их речью. Основой мышления является память, которая имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителем выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Обязательным условием успешности работы является внимание, но у младших школьников оно непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Итак, младшие школьники подвижны, эмоциональны, впечатлительны. У них слабая нервная система, повышенная утомляемость, неустойчивое внимание. Поэтому, учитывая физические и психические особенности данной возрастной группы в качестве наиболее приемлемых видов контроля можно выделить нетрадиционные виды контроля, такие как опорный и игровой. Раскроем сущность опорного и игрового контроля.

Опорный контроль

- Конспектный контроль. Учащийся опирается полностью на содержание своего конспекта по предмету, повторяет и воскрешает в памяти контролируемый учебный материал. Контрольные вопросы составляются не только с учетом объясненного учебного материала, но и выходят за пределы содержания конспекта. Вопросы задаются на установление причинно-следственных связей процессов и явлений, на классификацию, сравнение и так далее. Такая постановка контроля способствует систематической подготовке к урокам, повышает интерес к предмету, дисциплинирует ученика.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Состояние латералиты и пространственной ориентировки
При анализе данных полученных в ходе исследования состояния латералиты (определение ведущей руки, ноги, глаза), у школьников КГ было выявлено, что у 100% детей ведущей является правая рука, у 90% испытуемых ведущая нога – правая, у 90% ведущий глаз - правый. Дети (ЭГ) при выполнении аналогичных зад ...

Контроль и методическая помощь воспитателям
Одной из форм методической работы является посещение групп, ознакомление с работой воспитателя в области развития речи. Каждое посещение должно иметь определенную цель. Например, получив от педагога сведения о состоянии звуковой культуры речи его воспитанников, заведующая решает проверить эти данны ...

Экспериментальное исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей
С целью исследования стилей семейного воспитания нами были анкетированы родители нормально слышащих детей подготовительной группы ДОУ № 176 ,КАО г. Омска в количестве 15 человек (14 женщин и 1 мужчина) (приложение № 1). А также нами были анкетированы родители слабослышащих детей трех подготовительн ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru