Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Размышляя сегодня над этой проблемой, правомерно поставить вопрос: в чем же причины той исключительной остроты, с которой формулируется эта задача сейчас? Разве она не была поставлена и решена в свое время в теории и на практике выдающимися советскими педагогами Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским и другими.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения.
Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников - самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач. Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности».
Особая роль в формировании творческой личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии.
Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках.
Методы — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Именно в школьные годы у детей развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, учителю.
Очень часто результат обучения и воспитания оценивается по действиям ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет. Это внешняя сторона его деятельности, она видна и понятна для нас. Решил — молодец, ответил — хорошо, не выучил — поставлю «2», не слушаешься — накажу и др. При этом не учитывается другая, скрытая от глаз воспитателя, внутренняя сторона поведения школьника, раскрывающая сам процесс познания. Почему Вася на уроке внимательно слушает объяснения, а Коля мешает классу, Саша понимает, а Дима с трудом улавливает, о чем говорит учитель? И многие другие «почему?». Осмысление учебного материала, желание его познать, сосредоточиться, преодолеть себя — эти действия связаны с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферами школьника, о которых учитель порой имеет смутное представление. Поэтому в обучении педагог часто идет на ощупь, вслепую. В лучшем случае благодаря большому практическому опыту он интуитивно развивает личность школьника.
Это интересно:
Недостатки слухового восприятия и речевое развитие ребенка
По определению Р.Е. Левиной дети с недостатками слухового восприятия – это дети, у которых наблюдается специфическая невосприимчивость к звукам человеческой речи, при сохранном слухе на все прочие звуковые впечатления. Они обладают достаточными возможностями умственного развития, нормальным артикул ...
Социальный портрет современной многодетной семьи
Многодетные семьи были наиболее распространены в России в начале ХХ века и составляли основную долю населения страны. Они были достаточно распространены во всех слоях общества: от беднейшего крестьянства до дворян. Это обусловливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей ...
Специфика средней ступени школьного обучения
В чем же состоит специфика средней ступени обучения? Какова динамика в развитии системы обучения иностранному языку на средней ступени? Между учащимися младшего подросткового возраста (10—11 лет) и подростками (12—15 лет) много общего, хотя имеются и существенные различия. Начиная с 7-го класса у н ...